Скоро открытие профессиональной базы контактов для создателей веб-сериалов.

Как защитить свои права авторам веб-сериалов и причем тут блокчейн

С развитием интернет и индустрии веб-сериалов все острее становится вопрос защиты авторских прав — не только на сам фильм (или эпизод сериала), но даже на идею будущего проекта. О том, из чего складываются права на аудиовизуальные произведения и как с помощью технологии блокчейн можно сохранить авторство своих проектов рассказывает генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности (НРИС) Олег Некрасов.

Расскажите, из чего складываются авторские права на фильмы? Кто, как правило, является правообладателем тех или иных картин?

Согласно части 4 Гражданского кодекса РФ авторами фильма, который закон называет аудиовизуальным произведением, являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, который специально создал музыку (с текстом или без текста) для этого аудиовизуального произведения. Также на получение вознаграждение и защиту своих прав имеют исполнители главных ролей фильма и продюсерская компания-создатель. То есть кинофильм — это совместное произведение. С правами, однако, не все так просто: в большинстве случаев сценарист сразу продает свой текст продюсерской компании, как и актеры, которые изначально работают за гонорар, выступают обычными наемными работниками, и поэтому на прибыль от проката претендовать не имеют права. Все зависит от конкретного контракта. 

На Западе права на фильм традиционно принадлежат продюсерам, которые, собственно, и вкладывают средства в его создание. Постепенно эта практика приживается и у нас.

Отличается ли «природа» авторских прав на полнометражные ленты, которые идут в кинотеатральном прокате, от картин, которые покупают для демонстрации у себя онлайн-кинотеатры? И от различных роликов и веб-сериалов, которые создаются для демонстрации в Интернете — в том числе на таких общедоступных ресурсах, как YouTube и Vimeo, или в собственных плеерах социальных сетей (Facebook и Вконтакте)?

С точки зрения объектов права они никак не отличаются. Это аудиовизуальные произведения. Отличие заключается в способе использования этих объектов. В частности, если такое произведение используется в кинотеатральном прокате, то авторам выплачивается гонорар, в том числе, за публичное исполнение. Но опять же, авторы могут получить гонорар за создание произведения на этапе производства, передать права на все виды использования и не претендовать на выплату роялти за публичное исполнение. Все зависит от договоренностей авторов и продюсеров. Это нормальная практика.

Сейчас кинопроизводство активно развивается — фильм по сути уже может снять любой человек, не привязанный к какой-то крупной производственной компании. Особенно это часто встречается как раз в нашей сфере веб-сериалов. Как люди, самостоятельно создающие фильмы, могут зарегистрировать свои авторские права на произведения? Необходимо ли им это вообще?

Если следовать букве закона, то для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако, как обычно, на практике все немного сложнее, особенно с развитием Интернета и появлением огромного количества контента, претендующего на монетизацию. 

Проблемы могут возникнуть как с опубликованными, так и с неопубликованными объектами.

С любым опубликованным произведением все ясно — его крадут сразу же, как только оно появляется в Интернете, кинопрокате или телеэфире. И нарушители начинают зарабатывать на чужом контенте, обкрадывая и правообладателей, и авторов. Проблема пиратства особенно актуальна в случае с веб-сериалами, популярными видеоблогами и музыкальными видео. В последние годы правообладатели, действуя совместно с правоохранительными органами и ОКУПами, добиваются определенных результатов, но до абсолютных еще далеко.

«Пираты» высокотехнологичны, очень мобильны и изобретательны. 

НРИС (Национальный реестр интеллектуальной собственности) ведет активную работу по созданию и внедрению новых антипиратских технологий. Создаваемые нами реестры эталонов видео- и аудиопроизведений, в совокупности с использованием интеллектуальных технологий цифровых отпечатков (фингерпринт), позволяют нам контролировать использование контента как в сети интернет, так и за ее пределами.

Итак, вы решили снять веб-сериал... Пошаговая инструкция для начинающих интернет-режиссеров >>

Что касается произведений неопубликованных, то здесь главные проблемы возникают у авторов, которые очень нуждаются в инвестициях в свои творческие проекты, но при этом опасаются, и не беспочвенно, передавать кому-либо на рассмотрение киносценарии, музыку, сценарии веб-сериалов или их пилотные серии. Слишком велик риск плагиата. Покажешь кому-то — и через месяц можешь увидеть свой сценарий или эпизод в производстве кинокомпании, но в списке авторов себя не найти... Получается, дал посмотреть — украли, не дал — не получил инвестиций. Решение проблемы плагиата — важная составляющая миссии Национального Реестра интеллектуальной собственности. Мы предлагаем рынку высокотехнологичный, востребованный сервис: репозиторий для хранения любых цифровых форм самых разных объектов интеллектуальной собственности и депозитарий для хранения нецифровых форм. С помощью указанных сервисов можно заявить свои права на созданные произведения и эффективно управлять ими, предоставляя пользователям возможность просмотра/прослушивания с сохранением информации и учетом таких действий. Наш репозиторий, как и другие сервисы НРИС, использует технологию блокчейн, которая регистрирует любые действия в системе и не позволяет вносить никакие исправления в записи «задним» числом. Заяви свои права на сценарий, пилотную серию, музыку, фотографию и т. д., получи свидетельство и работай над его продвижением, не боясь плагиата — НРИС тебе в помощь, как говорится.

Например, один из стартапов Макса Фадеева, компания MuzNavigator, сотрудничает с НРИС именно по такой схеме. MuzNavigator — площадка для продажи и покупки не опубликованной ранее музыки и песен, где любой исполнитель может подобрать произведение для своего репертуара. И прежде чем автор позволит определенному или неопределенному кругу лиц прослушать свое произведение, он заявляет права на него в блокчейн-репозитории НРИС. Теперь, в случае возникновения конфликта у добропорядочного автора есть железный аргумент для защиты своих прав и интересов в суде и досудебном порядке.

Антон Калинкин: «Универсальный язык уже существует - предлагаем составить его словарь» >>

Или другой пример, уже из сферы киноиндустрии — НРИС работает с известным режиссером, сценаристом и продюсером Антоном Калинкиным и его студией Red Carpet Studio. По его словам, талантливые сценаристы опасаются за свои авторские права, боятся присылать сценарии, а потому сотрудничество с кинопродюсерами срывается и многие по-настоящему интересные проекты не выходят на зрителя, а складываются «в стол». Однако, загрузив сценарий в репозиторий НРИС, автор заявляет законные права на свой труд и может смело показывать сценарий или пилотную серию сериала всем, кому считает нужным.

Существуют ли сейчас технологии, позволяющие охранять не готовое произведение, а его идею? Наш ресурс планирует открытие собственной профессиональной базы, где авторы будут размещать идеи своих проектов — в надежде на поиск потенциальных инвесторов и партнеров. Нужно ли авторам в таком случае озаботиться охраной авторских прав? Как им защитить свою идею?

Прежде всего отмечу, что технологии не могут находиться в отрыве от правовых норм и закона. 

Идея как таковая не является правовой категорией, но она, безусловно, подлежит охране, если воплотить ее в некую форму, описать. 

В этом случае она может и должна охраняться. Концепцию можно задепонировать и, соответственно, защитить от неправомерного использования. Это очень важно. Таким образом, идея, а точнее ее описание, концепция, даже если она еще не была реализована, — это та же интеллектуальная собственность, подлежащая охране, защите и депонированию в НРИС.

В прошлом году вы презентовали Национальный Реестр интеллектуальной собственности. Сейчас там есть музыка и тексты, можно ли в будущем надеяться, что там появятся фильмы? Идет ли работа в этом направлении?

Да, мы ведем активную работу над созданием единого Реестра кино- и видеоконтента. Одним из важнейших характеристик любого реестра является его своевременное наполнение и актуальность информации о каждом из содержащихся объектов. Но без консолидации производителей и правообладателей обеспечить полноту реестра достаточно сложно.

И у меня на это пять причин: зачем снимать веб-сериалы >>

Как я уже говорил, изменение и упрощение технологий производства видео, появление массы видеохостингов, онлайн-кинотеатров и других площадок повлекло за собой появление огромного количества производителей разнообразного, разноформатного контента, претендующего на получение вознаграждения за его использование. Это и видеоблоги, и музыкальное видео, и стремительно набирающие популярность веб-сериалы. Создатели последних, кстати, зачастую сами нарушают закон об авторском и смежном праве, используя нелицензионную музыку. И это тоже одна из проблем, которую мы решаем, консолидируя все заинтересованные стороны на базе единого видеореестра НРИС.

Мы создаем инфраструктуру, которая позволит расти рынку веб-видео, не нарушая прав авторов и правообладателей. 

У производителей веб-сериалов и другого видеоконтента для Интернета должен быть доступ к актуальной информации о правообладателях смежных и авторских прав и возможность лицензирования на разумных условиях. Это очень быстро развивающийся рынок с многомиллионной аудиторией, но лицензировать для него музыку или другие объекты на условиях, на которых правообладатели работают с федеральными телеканалами, неразумно и недальновидно. Добавлю, что кроме Реестров музыки и текстов мы ведем Реестр промышленной собственности, в который входят изобретения и полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки. Кроме того, НРИС является репозиторием цифровых форм объектов интеллектуальной собственности нового поколения (например, 3D-моделей), в котором применяются новейшие технологии хранения данных, а все операции с файлами (цифровыми формами) фиксируются в блокчейн.

На Санкт-Петербургском культурном форуме также было подписано соглашение между IPChain и ЛитРес. Расскажите подробнее о применении технологии блокчейн в сфере защиты авторских прав. Возможно ли ее применение для защиты прав на фильмы и видеопроизведения? Если да, то есть ли у вас уже какие-то партнеры по данному виду деятельности? Как может работать такой механизм?

Отмечу, что ранее мы подписали соглашение о присоединении НРИС к проекту IPChain. НРИС — первый коммерческий сервис на базе инфраструктуры IPChain, который будет осуществлять хранение и доставку медиаконтента до любых витрин. При этом НРИС является одновременно оператором сети и базовым репозиторием для всего существующего спектра форм интеллектуальной собственности для любых участников рынка.

Благодаря применению технологии блокчейн все данные будут надежно защищены и верифицированы. 

Инфраструктура IPChain позволяет проследить историю объекта на протяжении всех стадий его существования. Каждая следующая транзакция добавляется в блокчейн и зависит от значений предыдущей. Пользователь, зарегистрировав, к примеру, свое видеопроизведение или фильм в IPChain, может быть уверен, что дата регистрации и информация, переданная им в реестр, никогда не изменится, не будет подправлена «задним числом». Применение блокчейн-технологии гарантирует неизменность фактов использования объектов и транзакций с ними, что позволяет правообладателям и авторам рассчитывать на полное и справедливое вознаграждение.

Думаю, благодаря блокчейну мы сумеем преодолеть кризис доверия, который характеризует существующее сегодня положение дел в сфере интеллектуальной собственности. В настоящее время ведется активная работа по объединению на площадке IPChain крупнейших научных и образовательных организаций, корпораций и холдингов, творческих объединений, осуществляющих производство музыкальной, аудио-визуальной продукции, в том числе кинокомпании и кинопродюсерские центры, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, организаций, осуществляющих управление правами, органов государственной власти. 

Беседовала Мария Токмашева

Поделиться

Еще

Мнение: Не догнать, а перегнать: как веб-сериалы превосходят рекорды кинотеатрального проката
30/12/2017
Мнение: «Мне интересно сниматься у самой себя». Интервью с актрисой и создательницей проекта E.A.T.A.R.T. Анной Цукановой-Котт
25/12/2017
Мнение: Лучше меньше, да лучше. Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды
27/12/2017
Мнение: «У нас очень талантливые люди, но денег почти нет». Интервью с интернет-режиссерами из Бразилии, Уругвая и Аргентины
22/12/2017
Мнение: Хайпануть на биткоинах. Google и Яндекс подвели итоги года
13/12/2017
Мнение: Интернет-миллионеры: геймеры, комики и 6-летний малыш
11/12/2017