Скоро открытие профессиональной базы контактов для создателей веб-сериалов.

Российские онлайн-кинотеатры готовы к работе с веб-сериалами

Каналами дистрибуции веб-сериалов могут быть не только уже привычные YouTube и Vimeo, но и онлайн-кинотеатры. Естественно, короткие эпизоды занимаются свое место на таких привычных сервисах, как Netflix и Amazon, однако для дистрибуции веб-сериалов создают отдельные площадки и различные медиа-гиганты. Не так давно, например, французский холдинг Groupe Canal+, известный не только одноименным телеканалом, вещающим в европейских странах, но и активным участием в производстве различного рода контента – от фестивальных драм до комедийных сериалов, создал собственный сервис Studio+, нацеленный именно на показ проектов по формуле «10 х10». 

Телевидение vs. Интернет: побеждает контент, а не площадка>>

Все сезоны сериалов, размещенные на новом сервисе содержат 10 серий продолжительностью условно 10 минут. Французский сервис, у которого сейчас порядка 5 млн подписчиков, стремительно развивается. Он уже доступен не только на родине, но и в некоторых странах Европы и Латинской Америки. В ноябре также было объявлено о том, что Studio+ в скором времени заработает в США. С учетом того, что большинство пилотов на сегодняшний день можно смотреть и из России, причем с профессиональным российским дубляжом, видимо, и запуск Studio+ на территории нашей страны не за горами. Пока же мы решили разобраться, как живут отечественные онлайн-кинотеатры и рассматривают ли они для себя возможность дистрибуции веб-сериалов. 


Крупнейшим российским онлайн-кинотеатром, работающим с легальным контентом, является ivi.ru, чья аудитория составляет примерно 30 млн уникальных пользователей. Запущенный в 2010 году сервис, к 2014-му вышел на самоокупаемость, а в прошлом году получил получил выручку более одного миллиарда рублей.

На сегодняшний день на ivi более 50 000 единиц контента: это фильмы и сериалы, обширный каталог анимации и программ, ориентированные на разнообразную аудиторию.

«Все достойное, что выходит в эфир или прокат, снимается для интернета или фестивалей, есть на ivi. Если смотреть на кино и сериалы, на общее соотношение зарубежного контента к российскому, то это примерно 60/40. При этом, большая часть иностранного контента предлагается на платных моделях, а российский контент (особенно сериальный) шире представлен в рекламном каталоге. ivi активно наращивает пользователей подписочной модели и пристально следит за тем, на что реагирует аудитория», – отмечает директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi Софья Квашилава.

По средним показателям в подписочной модели большим успехом пользуется иностранный сериальный контент, в рекламной – ситуация обратная, там соотношение достигает 80 к 20 в пользу российских проектов.

«Но данная ситуация в первую очередь связана с тем, что не так много российского сериального контента, который продолжительное время остается только в платном доступе, – мы хорошо понимаем наши реалии и даем возможность пользователям смотреть контент с рекламой, постоянно обращая внимание на то, что можно оформить подписку, в то время как зарубежные сериалы почти не доступны для просмотра с рекламой», – уточняет Квашилава.

Однако там замечают растущую популярность подписочной модели. Так, за последний год доля подписчиков, готовых платить в том числе и за российский контент, существенно выросла. В ivi это связывают с уникальностью предложения – некоторые проекты появляются на сервисе до эфира.

Лучше меньше, да лучше. Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды>>

«В целом наши зрители очень хорошо реагируют на премьеры, и несмотря на то, что как и говорилось выше, большую часть платного каталога составляет иностранный контент, в момент выхода российских премьер в топе покупок и просмотров находятся именно они. Соответственно, именно премьеры, и то, что нельзя посмотреть еще нигде, открытие фильмов в подписке сразу же после проката, показ сериалов до эфира на крупных федеральных каналах – именно это, как мы видим уже на конкретных примерах, приводит к росту аудитории. Только стабильность в предоставлении пользователям контента на таких «премиальных» условиях позволила нам добиться лидирующих позиций на рынке», – уверена контент-директор ivi.ru.

Такой эксклюзивный и доэфирный показ российского контента привлекает и пользователей в основном сериального сервиса «Амедиатека», работающего исключительно по подписочной модели.


«Популярны и зарубежные, и российские сериалы. Российский контент смотрят лучше, когда он появляется сразу после премьеры на ТВ. Например, сериал «Троцкий» показал отличный результат, он попал в тройку лидеров по смотрению в ноябре. Мы показываем режиссерскую версию без цензуры с рейтингом 18+. Прирост аудитории обеспечивает сам контент и его эксклюзивность. Например, на период «Игры престолов» количество пользователей вырастает почти в 2 раза. Часть аудитории продляет подписку регулярно, остальные приходят под большую премьеру», – отмечает генеральный директор AMEDIA TV Денис Горшков.

Например, в ноябре 2017-го контент этого онлайн-кинотеатра посмотрели 2,5 млн раз. 

В тройке лидеров оказалась при этом не только «Игра престолов» (она возглавляет топ по просмотрам в месяц), но и новый сериал «Хороший доктор» (он на втором месте) и отечественный «Троцкий» с Константином Хабенским, который, кстати, вышел на «Амедиатеке» уже после эфира на Первом канале, но здесь свою роль сыграл тот самый более «свободный» 18+.

Аудитория «Амедиатеки» примерно равна по полу, однако по возрасту подавляющее большинство пользователей (60%) – это молодые люди 25-34 лет, как правило, жители Москвы и Санкт-Петербурга. На территорию двух столиц приходится 70% аудитории.

На Москву и Санкт-Петербург (53%) приходится и большее число зрителей другого крупнейшего отечественного онлайн-кинотеатра Okko, работа которого строится по нескольким моделям – покупка фильма/сериала навсегда, аренда на 48 часов и подписка на каталог на 30 дней. Впрочем, значительное число зрителей онлайн-кинотеатра есть и в крупных городах – Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Нижнем Новгороде, Казане, Перми и в Ростове-на-Дону.

Как отмечает директор по контенту Okko Анна Дианова, большей популярностью у них пользуются новинки – 70% приобретаемого контента произведено в текущем году.

«В среднем пользователи ресурса смотрят по три фильма или по восемь эпизодов сериалов в месяц. Большая часть зрителей – мужчины: их 67%. Что касается возрастного распределения, то 47% зрителей Okko – это люди от 25 до 34 лет, 23% – от 35 до 44», – говорит Дианова.

На Okko, как уточняет представитель сервиса, большинство аудитории предпочитает все-таки зарубежный контент. Однако в топе фильмов по просмотрам в ноябре находится российская космическая драма «Салют-7», далее идут зарубежные картины «Телохранитель киллера» и «Взрывная блондинка». На четвертой строчке при этом вновь российский фильм «Крым», а на 6-й – «Аритмия». В 20-ке самых просматриваемых еще две отечественные ленты – комедия «Жизнь впереди» и альманах «Про любовь. Только для взрослых».

Не догнать, а перегнать: как веб-сериалы превосходят рекорды кинотеатрального проката>>

«Большая часть нашей аудитории – это молодые семейные люди, для которых просмотр кино – возможность провести время с близкими, вместе отдохнуть после трудового дня. Поэтому при отборе контента мы всегда сначала проводим аналитику просмотров на нашей площадке, выявляя, что чаще всего выбирают пользователи Okko. На данный момент это художественные фильмы, российские и иностранные сериалы, а также мультфильмы для разных возрастов. На эти категории контента при закупке мы и обращаем внимание. Что касается жанров, то наиболее интересными для зрителей онлайн-кинотеатра и, соответственно, для нас являются боевики, фантастика, триллеры, комедии и мультфильмы. Также мы заинтересованы и в новых форматах – видео-спектаклях, короткометражных картинах, ТВ-программах», – отмечает Дианова.

Она, впрочем, не исключает и потенциального интереса Okko к веб-сериалам.

«Все зависит от самого проекта: непрокатные фильмы или сериалы с хорошим потенциалом мы всегда готовы закупать и продвигать внутри онлайн-кинотеатра. Если у картины интересный сюжет, актуальная тематика, а также хороший актерский состав, то вероятность ее покупки нами довольно высока», – говорит представитель сервиса.

Своего интереса к веб-сериалам не скрывает и «Амедиатека».

«Конечно, мы заинтересованы в разнообразном контенте для нашего сервиса и особенно в эксклюзивных проектах. Кроме того, веб-сериалы - это отличная стартовая площадка для начинающих актеров, режиссеров и сценаристов. Нам, как компании, которая уже начала производить собственный контент, это очень интересно, поэтому мы следим за всем, что происходит в этой области», – отмечает Денис Горшков.

На данный момент при отборе всех проектов для показа «Амедиатека» учитывает несколько факторов, ключевой из которых – актерский состав и громкие имена создателей.

«Мы все понимаем, что известные имена – это главный двигатель продаж. Далее идет степень заинтересованности в проекте интернет-аудитории, то есть рассматривается проект в целом – жанр, стилевые особенности, использование технологий, сама тема – насколько она актуальна для нашего рынка. Плюс, конечно, профессиональное чутье или интуиция – без этого иногда сложно принять решение. Бывает, что проект, где нет ярких имен или захватывающего сюжета, обладает особой атмосферой, обаянием, и ты понимаешь – это пойдет. Ну а если сериал уже вышел где-то в мире, мы также учитываем фактические рейтинги и отзывы зрителей и зарубежной прессы», – рассказывает генеральный директор AMEDIA TV.

Стивен Содерберг снял детективную «Мозаику» для смартфонов>>

Сериальные премьеры на «Амедиатеке» происходят одновременно со всем миром. Это преимущество на российском рынке есть только у данного онлайн-кинотеатра, который заключает прямые контракты с  ведущими телеканалами и студиями, такими, как FOX, Showtime, Starz, BBC, ABC Studios, Sony Pictures, а с июля этого года, благодаря новой сделке с HBO, также имеет статус Home of HBO и неограниченный доступ ко всей библиотеке студии, включая премьеры.

«Начиная с первых чисел января у нас выходит целая подборка тайтлов, которые ждут во всем мире – заключительный сезон скандинавского «Моста», новая «Американская история преступлений: Убийство Версаче», экспериментальный проект Стивена Содерберга «Мозаика» с Шарон Стоун в одной из ролей, продолжение «Развода» с Сарой Джессикой Паркер и многое другое», – анонсирует будущие премьеры Горшков.


На новый сериальный контент делают ставку и в ivi.

«В последнее время мы чрезвычайно заинтересованы в многосерийном контенте, поддерживая общий тренд на запойное смотрение сериалов. Наша статистика, равно как и отзывы зрителей, которым мы предлагаем сериалы в разнообразной модели потребления (сразу после эфира или даже до него), свидетельствует о том, что со временем спрос на них будет только расти. Наши большие сделки с СТС, НТВ, Первым Каналом, CBS, Endemol и множеством других студий-правообладателей гарантируют, что в ближайшее время зрителям ivi точно будет, что посмотреть», – говорит контент-директор сервиса Софья Квашилава.

В ivi уверены, что любой проект может найти своего зрителя, поэтому концентрируется на максимуме контента – «кинотеатральные премьеры с миллиардными сборами, крепкие прокатные середнячки, авторское кино, западные и отечественные сериалы разной степени известности, мультфильмы для всех возрастов, телевизионные проекты, индийское и якутское кино, телешоу».

«Разумеется, у нас есть внутренний фильтр, позволяющий доносить до зрителей только достойный его внимания контент, но он связан не с художественным содержанием или потенциально малой аудиторией, а исключительно с качеством проектов. Для того, чтобы попасть на ivi, они должны нести художественную ценность и быть нестыдными в техническом плане», – отмечает Квашилава.

Несколько месяцев назад на ivi, кстати, был выпущен и первый российский веб-сериал в жанре хоррор «Район тьмы» Арсения Гончукова.

 

«Результат его работы на сервисе нас приятно удивил, поэтому мы с оптимизмом смотрим на данное направление продакшна. Помимо этого, в разное время работали и продолжают работать кулинарные веб-программы (например, «Рецепты Bon Appetit»), шоу популярных блоггеров (This is Horosho), страйкбольное шоу «Баттл арена», целая линейка игровых видео от изданий «Игромания» и «Навигатор игрового мира» и другие проекты», – говорит представитель  ivi.

«Район тьмы»: русская история ужасов>>

Именно поэтому онлайн-кинотеатр заинтересован в сотрудничестве и диалоге с производителями различного контента, в том числе и веб-сериалов. Кроме того, ivi активно занимается собственным продакшном. Так, в этом году в кинотеатральный прокат выходили произведенные с участием ivi фильмы «Невеста», «Одноклассницы: Новый поворот» и «Любовь в городе ангелов», до этого онлайн-кинотеатр участвовал и в производстве анимационного сериала «10 друзей кролика». Кроме того, ivi поддерживает школу кино Федора Бондарчука «Индустрия» и участвует в съемках еще двух отечественных картин, которые выйдут в прокат в следующем году.

«Конечно, мы смотрим и в сторону сериального продукта, отсматриваем разные предложения, сценарии и проекты российских продюсеров. Если говорить именно о нише веб-сериалов, то на данный момент она не особо изучена в силу не самого большого предложения, но мы открыты к сотрудничеству и готовы рассматривать варианты», – заключает Квашилава.

Наталия Григорьева, Мария Токмашева

Поделиться

Еще

Лайфхак: Телевидение vs. Интернет: побеждает контент, а не площадка
05/01/2018
Лайфхак: The Hunted: Как специалист по СG «Людей Икс» создал самый длинный веб-сериал про вампиров и превратил его в мюзикл
19/12/2017
Лайфхак: А знаете ли вы, что… 10 фактов о веб-сериалах (и не только)
15/11/2017
Лайфхак: Выйти в офлайн. Все, что вы хотели знать про фестивали веб-сериалов, но боялись спросить
04/11/2017
Лайфхак: И у меня на это пять причин: зачем снимать веб-сериалы
27/10/2017
Лайфхак: Итак, вы решили снять веб-сериал...
20/10/2017