Скоро открытие профессиональной базы контактов для создателей веб-сериалов.

Не догнать, а перегнать: как веб-сериалы превосходят рекорды кинотеатрального проката

Нынешний год стал для российского кино суперуспешным. Рекорды прошлого, который, как многие помнят, носил гордое звание Года российского кино, удалось не только догнать, но и перегнать. За 2017-й отечественные фильмы собрали в прокате 12 млрд рублей и 50 млн зрителей. Сумма сборов, конечно, внушительная, как, впрочем, и количественная аудитория, если рассматривать именно кинотеатральный прокат в нашей стране, где кинозалов по-прежнему меньше, чем в США и Китае. Но что такое 50 млн просмотров на уровне интернета? Cоберите все ролики «Вдудь» с YouTube и вы получите большую совокупную цифру. 

Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды>>

YouTube, который насчитывает один миллиард пользователей по всему миру, остается крупнейшим каналом, на котором сегодня любой желающий может разместить свой профессиональный или даже непрофессиональный контент. Такая потенциальная зрительская аудитория, конечно, не снилась даже масштабным голливудским блокбастером. 

Например, самый кассовый фильм «Аватар» в кинотеатрах всего мира посмотрели порядка 200 млн зрителей. 

Естественно, мало какие фильмы, даже в интернете, могут рассчитывать на сходный с фильмом Джэймса Кэмерона интерес. Но если вы поинтересуетесь статистикой YouTube, то увидите, что, например, саундтрек к седьмому «Форсажу», написанный в память о Поле Уокере, собрал на сегодняшний день 3,3 млрд просмотров. У клипа Despaсito, установившего в этом году новый рекорд, – почти 4,5 млрд просмотров. Даже из этих цифр становится понятно, что потенциальный вес онлайн-зрителей в разы больше зрителей кинотеатральных.


В 2014-м году на YouTube-канале канадского подросткового журнала Vervegirl состоялась премьера веб-сериала «Кармилла» – вольной экранизации одноименного готического романа Шеридана Ле Фаню, в производство которой вложился известный женский бренд Kotex. Действие сценаристы перенесли в наши дни, главной героиней стала первокурсница факультета журналистики Лора, которая заводит что-то вроде видеоблога, где рассказывает о событиях в университете, в том числе и о мистических. «Кармиллу» многие поклонники успели окрестить канадскими «Сумерками», но суть не в этом. К 2017 году веб-сериал в интернете посмотрели более 70 млн раз.

«Кармилла»: как веб-сериал про вампиршу-лесбиянку стал полнометражным фильмом>>

Канада является одним из локомотивов веб-сериального движения. Там заказывают производителям веб-сериалов новые проекты как крупные телекоммуникационные компании, так и VOD-сервисы.
Один из ярких примеров последних ici.tou.tv Канадской радиовещательной корпорации содержит в своей библиотеке сразу несколько веб-сериалов (также у сервиса есть собственный канал в YouTube, куда он выкладывает промо и некоторые эпизоды), которые теперь доступны для просмотра на территории разных стран.

Другой лидер веб-сериалов – Австралия, где также телевидение, потоковые сервисы и идущая снизу инициатива творческих кинематографистов работает на благо всей индустрии. Так, например, вышедший три года назад – опять же на YouTube – сериал Starting From...Now – был адаптирован для телеформата. Последние ему, впрочем, особой популярности не принес. На YouTube веб-сериал при этом посмотрели более 40 млн зрителей.


В нишу веба, предпочитающего внятные и короткие форматы (эпизод веб-сериала, как правило, рассчитан максимум на 15 минут) уходят и крупные европейские гиганты. Например, компания Arte, которая несколько месяцев назад специально создала специализированный канал с веб-сериалами. Пока там, правда, только пять тысяч подписчиков и всего два проекта, просмотры каждого эпизода которых варьируются от 10 до 85 тысяч пользователей.

Если отечественная киноиндустрия уже, судя по рекордам этого года, встала на ноги, то российские веб-сериалы – все еще явление редкое. 

Своего рода первопроходцем в этом жанре стал Арсений Гончуков, снявший «Район тьмы». За два года существования своего проекта он получил почти 10 тысяч подписчиков и порядка двух миллионов просмотров. Примерно столько же было и одного из кассовых отечественных лидеров этого года – фильма «Гоголь. Начало», который привлек внимание 1,9 млн зрителей и собрал в кинотеатрах 441,2 млн сборов. 

«Район тьмы»: русская история ужасов>>

У другого отечественного игрового сериала «Это я» молодых кинематографистов Елизаветы Симбирской и Андрея Феночки в сумме (всего вышло четыре эпизода, но ребята уже планируют второй сезон) чуть больше 20 тысяч просмотров – на уровне «Тесноты» Кантемира Балагова, которая участвовала в конкурсе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получила награды «Кинотавра». У более раскрученных фестивальных картин, которые, кстати, в этом году в отечественном кинопрокате также пользовались успехом, цифры внушительнее: «Рай» Андрея Кончаловского собрал почти 180 тысяч зрителей, «Аритмия» Бориса Хлебникова – 310, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева – почти 340. В общем, есть к чему стремиться. Правда, вот производственный бюджет «Это я» равнялся 45 тысячам рублей, у той же «Аритмии» было около 55 млн рублей.

Интервью с создателями российского веб-сериала «Это я»>>

Именно производственный бюджет веб-сериалов, предназначенных для показа в первую очередь на экранах смартфонов и ноутбуков, а уже потом на плазмах, и экономического выхлопа потенциальной зрительской аудитории остается камнем преткновения начинающих производителей и веб-сериальных индустрий. 

Как зарабатывать, например, в России просто созданием веб-сериала пока не знает примерно никто. Единственный выход для съемочных групп, собирающихся развиваться в этом направлении (за которым, как мы уверены, все-таки будущее) – это работа с крупными брендами. 

Так, например, сейчас делает российский Samsung, который финансирует и производство веб-сериалов. В прошлом году он выпустил «Хроники параноика», а в этом занялся финансированием снятых известными режиссерами музыкальных клипов. У самого известного из «хроник» ролика Никиты Тамраева с Виктором Вержбицким в главной роли на данный момент чуть больше 570 тысяч просмотров, у клипа «Обе две» Валерии Гай Германики, кстати, всего под 60 тысяч.


Отчаиваться не стоит. Более того, нужно переключить свое внимание на создание веб-сериалов, в которых сейчас крайне заинтересованы отдельные онлайн-площадки. 

Успех Netflix и Amazon, конкурирующих со своими фильмами и сериалами с крупными продакшн-компаниями, подтолкнул других игроков рынка к производству контента. Так, в собственных проектах заинтересовались, например, YouTube, Apple и Facebook. 

Первый создал свой стриминговый сервис YouTube Red, который уже несколько месяцев транслирует множество комедийных шоу и документальных веб-сериалов, а также инвестирует в создание игровых проектов. Facebook, который не так давно дал всем понять, что не хочет видеть в аккаунтах пользователей и на страницах различных проектов стороннее видео, тоже развивает собственный сервис. В частности, не так давно он купил для американской адаптации норвежский веб-сериал Skam («Стыд»), который с 2015 года выходил на сайте Норвежской национальной общественной телерадиовещательной компании. Каждый эпизод этого сериала смотрело порядка 200 тысяч зрителей. Всего вышло четыре сезона, последний из которых завершился летом 2017 года. Каждый сезона состоял из 10-12 эпизодов продолжительностью 35 минут. По данным местных СМИ, на производство второго и третьего сезонов было потрачено чуть больше 1 млн долларов (10 млн норвежских крон). Англоязычную версию Facebook собирается демонстрировать на собственном видеосервисе Watch , который был проанонсирован в августе этого года.

 

Примерно тогда же о своем намерении инвестировать в собственный контент сообщил и гигант Apple, который в отличие от Facebook и YouTube имеет и еще множество производимых устройств – от телефонов до программ Apple TV. С учетом этого круг интересов Apple, конечно, затрагивает не только веб-сериалы, но и полноценную конкуренцию с условным Netflix. Так, согласно исследованию научно-ориентированной венчурной компании Loup Ventures, к 2022 году инвестиции телекоммуникационного гиганта в контент могут увеличиться до 4,2 млрд долларов. Холдинг это потратит, естественно, не только на перезапуск «Удивительный историй» Стивена Спилберга, но и на оригинальный контент – в том числе на веб-сериалы, которые можно будет смотреть с телефонов и планшетов «яблочного» гиганта.

Мария Токмашева 

Поделиться

Еще

Мнение: «Мне интересно сниматься у самой себя». Интервью с актрисой и создательницей проекта E.A.T.A.R.T. Анной Цукановой-Котт
25/12/2017
Мнение: Лучше меньше, да лучше. Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды
27/12/2017
Мнение: «У нас очень талантливые люди, но денег почти нет». Интервью с интернет-режиссерами из Бразилии, Уругвая и Аргентины
22/12/2017
Мнение: Хайпануть на биткоинах. Google и Яндекс подвели итоги года
13/12/2017
Мнение: Интернет-миллионеры: геймеры, комики и 6-летний малыш
11/12/2017
Мнение: De-spa-cito. YouTube назвал самые популярные видео года
07/12/2017