Пошаговая инструкция для начинающих интернет-режиссеров.
Глава 1. Для тех, кто точно все решил
«Забудьте все, чему вас учили», - сообщают нам в первом классе школы, на первом курсе университета, в первый рабочий день… Пришло время услышать эту фразу снова. Написали сценарий короткометражки? Придумали ситком, который будет отлично смотреться в эфире развлекательного канала? Забудьте и даже не думайте! Если вы хоть на секунду помыслили о любом из привычных форматов, вы вне игры. Запомните: вы снимаете web-сериал, потому что это единственно возможная, а потому идеальная форма для воплощения вашей идеи. И вы – только вы – будете диктовать правила игры.
Учите матчасть. В конце концов, еще ни один писатель не садился за письменный стол, не прочитав до этого ни одной книги, нет драматургов, которые бы никогда не ходили в театр, даже дайверу, прежде чем нырять, сперва все-таки стоит научиться плавать. Благо, в ситуации с web-сериалами «методического материала» хватает – скажем по секрету, что скорее всего есть что-то специально по вашей теме. Чтобы снять то, что останется в истории, нужно сперва изучить историю. Так что, вперед – смотреть web-сериалы! Много web-сериалов.
На помощь! – не стесняйтесь выкрикивать нечто подобное, потому что помощь вам действительно понадобиться. Возможно, в большом количестве. Даже если вы способны самостоятельно писать сценарии, режиссировать, снимать на камеру, монтировать – одним словом, создавать кино в одиночку в своей спальне – кто-то должен будет хотя бы доставить пиццу. А если серьезно, то съемки web-сериала мало чем отличаются от любых других съемок, а, значит, чем больше хороших и талантливых людей вовлечены в процесс, тем лучше. Один в поле не воин, ключевое слово – сотрудничество. Особенно, если с деньгами у вас туго. Да и достаточное количество средств не отменяет того, что стоит собрать команду – талант не купишь. Ищите единомышленников, обменивайтесь идеями, «вербуйте» лучших – собирайте dream team!
Тише едешь – дальше будешь. Приготовьтесь к тому, что работа над сценарием, съемки, монтаж – меньше, чем полдела. Чтобы запустить web-сериал, недостаточно придумать его, недостаточно даже снять – его нужно продюсировать, презентовать, продвигать. И это повод еще раз подумать о команде (см. предыдущий пункт). Впереди долгий путь!
Money, money, money. Да, и здесь не обойтись без денег. Нет, у вас вряд ли появится бюджет, близкий к киношному или телевизионному. Недостаток ресурсов, времени, финансирования – к сожалению, верные спутники интернет-режиссера. Но не препятствие! Практика показывает, что сотни великолепных web-сериалов появились при бюджетах в сотни раз меньше, чем у одного эпизода какого-нибудь среднего тв-шоу. Необходимо набраться мудрости и терпения. Нет ничего невозможного, если есть понимание того, что должно получиться в итоге. Творите – остальное приложится
Глава 2. Для тех, у кого есть идея
Пан – или пропал. С уверенностью заявить о том, что у вас «идея на миллион долларов», можно будет только после того, как этот миллион окажется у вас в кармане. До этого любая задумка во всех смыслах бесценна. Она –начало и конец, она – все, что нужно для старта проекта, и ничто, пока не превратиться в реальный web-сериал. В то же время любая идея – она же заявка - становится важной частью процесса, хотя бы потому, что именно с ее помощью вам предстоит убеждать, соблазнять, мотивировать, в конце концов, просто общаться. Но помните: важна не сама идея, а то, что вы будете с ней делать.
Москва не сразу строилась. Так и web-сериал не появится по мановению волшебной палочки (увы!). Возьмите свою идею – это первый кирпичик будещего здания (а то и целого небоскреба!). Начинайте ее разрабатывать, подбирать другие кирпичики – записывать все свои мысли, собирать визуальные и прочие референсы, все, что может пригодиться вам как в работе, так и в презентации проекта. Творите изо всех сил!
В начале был жанр. Любое художественное произведение принадлежит к какому-то жанру – это фундамент, на котором вы будете строить свой небоскреб (да, все-таки это должен быть небоскреб). И, как архитектору, вам необходимо правильно его заложить, а для этого – хорошенько изучить. Замки не строят на песке, так что не стоит браться за то, чего не понимаете и в чем не разобрались. Жанр даст вам нужный инструментарий, с помощью которого можно будет «зацепить» зрителя, но для этого нужно определить его границы – можно даже смешать несколько (осторожно!), но правила остануться прежними. Выберете жанр в самом начале и не забывайте о своем выборе до самого конца.
Смех, да и только. Многие начинающие кинематографисты (интернет-кинематографисты – не исключение) ошибочно полагают, что комедия – самый легкий жанр. Якобы, всего-то и нужно – посадить перед камерой пару друзей и написать десяток шуток. Плохая, очень плохая идея. Больше того – почти стопроцентно обреченная на провал. Комедия – сложнейший из жанров. И одновременно – самый благодарный с точки зрения зрительского отклика. Если все сделать правильно (у вас все равно нет иного выхода), именно этим жанром вы скорее всего завоюете сердца миллионов. Уважайте комедию, и она ответит вам взаимностью.
Все на питчинг. Научиться «питчинговать» (другими словами – продавать) свою идею едва ли не важнее, чем ее придумать. Скорее всего вам придется представлять свой проект не один раз, на разных этапах его реализации – и тут нужна подготовка, нравится вам это или нет (скорее всего, нет). Презентация – это искусство, и то, насколько хорошо вы им владеете, может определить будущее вашего web-сериала – или поставить на нем крест. Главное не бояться, даже если первый питчинг выйдет комом.
Глава 3. Для тех, кому нужна стратегия (то есть для всех)
Знакомьтесь – продюсер. Итак, вы решили снять web-сериал. И у вас даже есть «идея на миллион» (удачи с этим). Угадайте, что теперь? Вы больше не художник! Точнее вы больше, чем художник – вы еще и продюсер. И как любому продюсеру, вам нужна стратегия, то есть четкий план того, как снять web-сериал.
Рецептика не найдется? К сожалению, единой инструкции по производству web-сериала не существует, хотя некоторые наиболее часто используемые стратегии все же есть. Например, можно продвигать web-сериал с помощью тизера/трейлера, можно снять два-три эпизода – этого иногда достаточно, чтобы потенциальные инвесторы составили представление о проекте и согласились финансировать остальные серии, а можно и вовсе сразу отснять целый сезон – в некоторых случаях даже без большого бюджета, полагаясь только на собственный талант и команду. Все эти стратегии хороши по-своему, их даже можно комбинировать. Не получилось «продать» пилот? Снимайте дальше! Первое впечатление бывает обманчивым.
Сходите на «рынок». Индустрия развивается стремительно, и многие студии, занимающиеся производством web-сериалов, заинтересованы в новых идеях. Почему бы не попробовать продать им вашу? Чем черт не шутит. Понадобиться минимальный набор – синопсис, сценарий хотя бы одного эпизода, презентация и ваша электронная почта. Главное в этом случае – понимать, на что вы идете. И быть готовым отдать вашу идею на не самых выгодных условиях: вам заплатят не так уж много, и, возможно, вы не будете принимать никакого активного участия в дальнейшей работе над сериалом. Или же, наоборот, найдется продюсер, который поверит именно в вас и будет поддерживать на всех этапах. В любом случае, игра стоит свеч, так что не упускайте ни единой возможности.
За легалайз. Заключить контракт со студией, какими бы ни были условия, все же довольно сложно - в большинстве случаев создателям web-сериалов приходится самим организовывать что-то вроде студии, ведь, хотите вы этого или нет, а от всевозможной бумажной работы не убежишь. Открывайте ИП, присоединяйтесь в качестве партнера к уже существующим небольшим компаниям. Если позволяет закон, можно организовать что-то вроде некоммерческого фонда или вовсе работать как фрилансер. Главное соблюдать формальности, особенно, когда дело касается денег. Чтобы у потенциального инвестора, выделяющего вам средства на производство web-сериала, не было сомнений в том, что все легально. Да, все это звучит, как нечто очень далекое от творчества и, возможно, чуждое вам, как художнику, но ведь речь об осуществлении мечты. Насколько сильно вы хотите, чтобы она стала реальностью?
Только систематизация, только хардкор. Прежде чем начать что-то делать, необходимо хотя бы в уме расписать все этапы. Этот воображаемый или реальный календарь поможет понять, сколько времени уйдет на производство, когда вы будете готовы представить хоть что-то, какие мероприятия – например, фестивали – нужно успеть посетить, когда будет готов сценарий и когда можно будет приступить к съемкам, когда вы планируете выпустить трейлер, а когда пилот. Любая стратегия любит порядок. Полюбите его и вы! К тому же так будет проще смириться с мыслью, что следующий год, а то и несколько лет вашей жизни отныне посвящены web-сериалу.
Качество превыше всего. «Да зачем мне, творческому человеку, вообще тратить столько бесценного времени на составление какой-то там стратегии?», - обязательно спросите вы. «Я соберу друзей, мы снимем все за выходные, выложим в сеть в понедельник и будем знамениты к пятнице», - скажете вы. А как насчет качества? Слова, которое каждому кинематографисту неплохо бы набить у себя на лбу. На дворе 2017 год. Сегодня, если хочешь быть замеченным, нужно все делать качественно – в том числе и web-сериал. Хорошая актерская игра, хорошее изображение, хороший звук – и это как минимум! Ну что, все еще не нужна стратегия?
«Я» – первая буква в алфавите. Время подумать о себе, точнее о том, чем это web-сериал будет для вас. Может быть, проектом всей жизни? Демонстрацией навыков и умений? Частью более крупного проекта? Тем, что сделает вас богачом? Понимание своих желаний поможет в их осуществлении. Не продавайте идею кому попало, не пытайтесь выложиться по полной, снимая что-то с друзьями в выходные. Будьте уверены, что вкладываете силы и деньги в то, что по-настоящему важно. Видите? Все это – уже стратегия. Так что отмените домашние съемки, запланированные на ближайшую субботу, и поговорим серьезно.
Глава 4. Для тех, кто думает, что может написать сценарий web-сериала
А вам слабо... написать сценарий? Для начала нужно понимать, что это работа, и не самая простая. Чтобы стать хорошим сценаристом, придется учиться и практиковаться. А теперь ответьте самому себе на простой вопрос: я сценарист, способный самостоятельно написать хороший сценарий, или я не сценарист, и мне нужна помощь? В противном случае выйдет история про мальчика, который никогда не видел фортепиано и смог сыграть Шопена. Миф! (Или идея для web-сериала).
Ученье – свет. Тем более, что научиться писать сценарии вполне реально, даже с помощью многочисленных онлайн-курсов. А если все-таки не чувствуете в себе силы писать что-либо самостоятельно, смело ищите того профессионала, кто превратить вашу идею в сценарий, которого она заслуживает. Силу хорошо написанного и правильно оформленного сценария нельзя недооценивать. Более того – не вздумайте приступать к съемкам, пока текст не будет выверен на 100% и пока на столько же процентов не будет вам нравится. Он – основа основ. И, чтобы стыдливо не говорить потом о какой-то «второй улучшенной версии», доведите первую (и единственную) до совершенства, даже если придется прочитать и переписать ее сотни раз. Думаете, «сотни раз» - преувеличение? Спросите любого сценариста.
Краткость – сестра таланта. Безусловно, ничто в мире не должно ограничивать вас, как творческого человека. Ничто, кроме вашего сценария, в котором не должно быть в итоге ни одного лишнего слова. Да, это вызов, и еще какой! Но вызов творческий, как раз для вас. Web-сериал, как показывает практика, может быть в любом жанре, однако, если вы понимаете, что для выражения одной мысли вам понадобиться два десятка страниц текста, что-то явно идет не так. Сценарий – это не книга!
Поспешишь – людей насмешишь. Ваша идея великолепна, нет сомнений. Пожалуй, лучшая идея за всю историю web-сериалов. Мир готов полюбить ее, будьте спокойны на этот счет – и начинайте работать на сценарием! Ведь именно он поведет зрителя от начала вашей истории к ее финалу – прямым путем, или извилистой дорожкой, сквозь время и пространство, реальность и сон. Выбирать вам, зритель примет любой из этих маршрутов. Лишь бы он был. Лишь бы не потеряться посередине, не тащиться со скоростью черепахи, не думать о том, что сходишь с ума, путаясь в хитросплетениях сюжета. Не спешите и держите ритм – как на американских горках или спокойный, неторопливый. Главное – не сбиваться. Работа на структурой и ритмической композицией может быть очень продуктивной и полезной. Не получается? Посмотрите web-сериалы, не бойтесь учиться. В итоге на этом этапе станет понятно, какой вы сценарист – у хорошего хватит знаний и умений, чтобы соблюсти все правила и не забыть о персонажах, общей атмосфере, диалогах, основном и побочных сюжетах, одним словом, обо всех необходимых ингредиентах блюда под названием «сценарий».
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны web-сериалы? О том, какие составляющие являются обязательными для сценария интернет-сериала, написано много. И почти все из написанного – полная чушь. Эта территория все еще мало исследована. Пожалуй, единственное рабочее правило – “клиффхэнгер” в конце каждой серии. В остальном формат все еще настолько новый, что собственных правил у него пока нет – приходится брать существующие из кино и телевидения. Но при этом помнить, что речь идет об интернете, то есть о принципиально иной форме зрительского восприятия и культуры смотрения. Зритель – тот, для кого вы создаете свой сериал, о нем нужно думать в первую очередь. Вы, как автор, и управляете своей аудиторией, и одновременно служите ей. Так что хватит разглядывать собственный пупок - он ничего путного не напишет.