РЕЦЕНЗИИ |
Фавориты и «Фаворитки»: почему этот «Оскар» может изменить все? |
|
22/01/2019 |
|
Церемония вручение главной кинематографической премии «Оскар»-2019 может войти в историю не только как одна из самых серьезных, где, видимо, не будет вообще никаких шуток, более того, не будет даже ведущего, но именно в этот раз больше всего наград может получить фильм, который даже не выходил в мировой кинотеатральный прокат. Если это случится, индустрия кино точно уже не будет прежней. Главный фаворит нынешней оскароносной гонки - фильм Альфонсо Куарона «Рома» стриминговой платформы Netflix, у него 10 главных номинаций, в числе которых «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая актриса», «лучший сценарий», «лучший фильм на иностранном языке» и другие. Его основной соперник с таким же количеством номинаций - картина Йоргоса Лантимоса «Фаворитка», которая, в отличие от «Ромы», в прокат все же выходила. За победу в 10 категориях также борются проекты Disney, среди которых блокбастер «Чёрная Пантера» (7 номинаций) и космический экшн «Хан Соло: Звёздные Войны. Истории». Несмотря на то, что фильмы стриминговых сервисов уже не раз входили в программы главных европейских кинофестивалей и получали немало наград, на «Оскаре» такая ситуация впервые. Да, в прошлом году антирасистская драма от Netflix «Ферма «Мадбаунд» была представлена сразу в четырех номинациях, а картина «Икар» получила приз как лучший документальный фильм, в этом году сервис произвел настоящий фурор, добившись места в самой главной категории - «лучший фильм». Тем самым онлайн-кинотеатр получил заслуженное признание, показав, что его продукт - это не только развлекательные сериалы, которые можно смотреть запоем, не вставая с дивана, но и серьезное кино, борющееся за право стать лучшим фильмом года и войти в историю кино. ГОНЕНИЯ НА ОНЛАЙН В прошлом году Каннский кинофестиваль ввел запрет на участие фильмов стриминговых платформ в конкурсной программе. Директор киносмотра Тьерри Фремо объяснил это отказом видеосервисов транслировать свои ленты в кинотеатрах, хотя годом ранее это не смущало отборщиков. На принятие такого решения прежде всего повлияли французские кинематографисты и профсоюзы, грозившие протестами, если правила фестиваля по отношению к онлайн-платформам не изменятся. Netflix даже пытался выполнить их требования и работал над организацией офлайновых показов фильмов до их онлайн-премьеры, однако ему так и не удалось урегулировать все правовые моменты, требуемые французским законодательством. В итоге Канны фильмы стриминговых сервисов проигнорировали. Зато в Венеции их приняли на ура - фильм «Рома» (Roma) стал победителем 75-го Венецианского кинофестиваля, а другой проект Netflix «Баллада о Бастере Скраггсе» (The Ballad of Buster Scruggs) Джоэла и Итэна Коэнов, получил награду за лучший сценарий. Отвергнутый Каннами Netflix получил свое в Венеции>> АЛЛО, СПИЛБЕРГ? Если кинокритики в качестве основной претензии к фильмам стриминговых сервисов вменяли тот факт, что они не выходят в кинотеатрах, то режиссер Стивен Спилберг неожиданно резко высказался об их качестве. Он назвал их телевизионными проектами, которые не могут претендовать на «Оскар». «Как только вы начинаете работать с ТВ-форматом, вы делаете телевизионные фильмы. Вы можете получить за них «Эмми», если они получились хорошими, но не «Оскар». Я не думаю, что фильмы, которые показали лишь в паре кинотеатров в течение недели, должны быть квалифицированы для наград киноакадемии», - считает режиссер. Однако далеко не все кинематографисты разделяют его мнение. Режиссер Гильермо дель Торо, который возглавлял жюри Венецианского кинофестиваля в прошлом году, назвал все споры об онлайн-фильмах «мыльным пузырем». «Все споры о победе фильма, сделанного для Netflix, - огромный мыльный пузырь, который дает хороший повод посочинять, но не имеет ничего общего с реальностью. Не думаю, что это конец, это продолжение процесса, начатого сотню лет назад, который идет до сих пор», - подчеркнул режиссер. Каким будет вердикт «Оскара», мы узнаем уже 24 февраля. Но одно бесспорно можно признать уже сейчас - онлайн-сервисы так громко заявили о себе, что не замечать их просто нельзя. |