DigitalReporter.Ru

РЕЦЕНЗИИ

«Все сложно». В России сняли фильм-игру - про ВИЧ
02/02/2018

Российский интернет-портал «Такие дела» и благотворительный фонд «Нужна помощь» 2 февраля выпустили амбициозный и во многом революционный отечественный проект – первый интерактивный фильм «Все сложно», рассказывающей о девушке, живущей с ВИЧ-положительным статусом. Проект доступен как по отдельной ссылке, так и в качестве приложения к социальной сети «В контакте». В последней, кстати, всего за несколько часов, прошедших с премьеры картины, ее уже успели оценить несколько тысяч человек.

Смотреть интерактивный фильм «Все сложно» >>

В обычном кинематографическом понимании «Все сложно» – короткометражка продолжительностью 35 минут. Однако за счет интерактива она по сути разделена на несколько эпизодов. В первом (он один на всех) девушка Катя (ее играет звезда фильма «Притяжение» Ирина Старшенбаум) рассказывает, что в клубе познакомилась с симпатичным парнем Русланом (артист «Гоголь-центра» и также звезда «Притяжения» Риналь Мухаметов), но упустила его из виду, когда ее выгнал охранник (глава портала «Такие дела» Митя Алешковский). Тот увидел, что Катя принимает таблетки и решил не пускать девушку в зал. Тут и начинается первый интерактив со зрителем: он должен выбрать, что Катя скажет охраннику. Вариантов ответа три: экстази, антидепрессанты и антиВИЧ-терапия. Вне зависимости от того, на какую кнопку нажал зритель, на экране появится слайд, который расскажет про антиретровирусную терапию и сообщит, что дальше все ответы будут влиять на настроение Кати.

oasJ6.jpg

Эпизоды сменяют один другой в зависимости от ответов зрителя. Если нажать на левую голубую кнопку, то можно увидеть, что всего эпизодов 35, но зрителю доступно только 12. Каких – зависит от ответа. Другие эпизоды можно увидеть, если попробовать посмотреть фильм с начала несколько раз – естественно, варьируя свои ответы.

Кто убил Оливию Лейк? Стивен Содерберг снял свой - интерактивный - «Твин Пикс»>>

«Все сложно» – по сути набор сцен из жизни Кати. От ее детства, когда мама (Алена Бабенко) пробует давать ей таблетки (тут вновь зритель может выбрать, выпьет их Катя или нет) или когда в детском саду узнают о ее статусе (опять же тут можно выбрать реакцию одной строгой родительницы, которую играет Чулпан Хаматова), юности, когда в школе на уроках рассказывают о ВИЧ или когда отчим (Денис Шведов) рассказывает Кате о ее статусе, до отношений с Русланом, в которых Катя до последнего скрывает свой ВИЧ-положительный статус.

Создатели «Все сложно» не скрывают, что ставят перед собой, прежде всего, образовательную цель.

«Мы первый раз снимаем игровое кино, первый раз делаем проект не для «своей целевой аудитории», а для более юной. Самый главный для меня эксперимент — это изменение точки зрения на саму проблему ВИЧ: из плоскости медицины и социальных проблем мы выносим разговор о ВИЧ в сферу межличностных отношений. Это история про доверие, дружбу, любовь. Это общечеловеческие проблемы, и тут ВИЧ можно заменить на любое другое «отличие»: инвалидность, ориентацию, национальность», – говорит продюсер отдела спецпроектов «Таких дел» и шоураннер «Все сложно» Галина Мосалова.

oaHW4.jpg

Именно поэтому во «Все сложно» есть несколько «вставных» эпизодов, на примере Кати рассказывающих, что через поцелуй, каплю крови (если речь не о прямом переливании или шприцах), воду или посуду ВИЧ не передается. При этом создатели «Все сложно» как-то наивно обходят вопрос про секс. То есть по сюжету понятно, что Катя и Руслан сексом занимаются, но при этом Катя не ставит молодого человека в известность о своем статусе.

Один из режиссеров и авторов сценария «Все сложно» Антон Уткин (на проекте он работал вместе с Натой Покровской) объясняет это реалиями, в которых живут в России ВИЧ-положительные люди, с трудом доверяющие даже близким: они боятся, что от них отвернутся. Тема доверия, действительно, во «Все сложно» является одной из ключевой – мать долго не решается сказать Кате о статусе, сама Катя тоже только уже будучи подростком пытается найти информацию о таблетках, которые она постоянно принимает. Проблемы такие, конечно, есть, и хотелось бы верить, что столь простой по содержанию, и непростой по форме фильм, как «Все сложно» может их хоть немного исправить. 

В основу сценария, кстати, легли реальные истории из жизни людей с ВИЧ-положительным статусом.

«Мы с ними вместе писали сценарий, они его вычитывали, они же утвердили финальную съемочную версию. Резюме было такое: событийно не все так, но эмоционально, интонационно это история про нас. «Все сложно» – это игровое кино, но автор-режиссер здесь уходит на второй план и его задача взять сценарий и довести его до фильма, не влезая со своим личным высказыванием по поводу происходящего. Это было бы неверно. Последний раз, когда я проверялся, я был ВИЧ-отрицательным, поэтому я не имею права говорить за этих людей, я лишь имею право рассказать о них», – говорит Уткин.

 

Что же касается формата, то тут ребята, очевидно, пошли по правильному пути, не запуская простую линейную короткометражку. Положительный зрительский отклик виден на том же «В контакте», где почти все оставляют восторженные комментарии.

«Актерски сложностей не было никаких. Мы точно так же находимся в кадре, играем свои сцены, но мы все прекрасно понимали, что в этот момент мы именно обсуждаем тему со зрителем, и это мне кажется самым важным», – говорит актер Риналь Мухаметов, который также является одним из соавторов сценария.

«Мне очень понравился этот формат – тем, что это фильм-диалог. Зритель сам выбирает, как сложится этот разговор на такую тему». 

Однако, если актерам, привыкшим сниматься в кино, отыгрывая эпизод за эпизодом – как правило, не в режиме линейного повествования, было довольно просто, то режиссерам и сценаристам интерактивного фильма пришлось несколько сложнее. Уткин признается, что «иногда мозги закипали» и отмечает, что проекту пошло на пользу, что над ним работали сразу два режиссера – так контролировать все сюжетные линии оказалось проще. 

«Мы с Натой Покровской – люди, играющие в сложные компьютерные игры. И, конечно, история создания «Все сложно» больше похожа на геймдизайн. Нам нужно было держать в голове всю историю целиком – со всеми сценарными ответвлениями и поворотными пунктами. Возможно, таких ответвлений в фильме не очень много. Но есть определенный интерактив, который обнажает нравственную позицию зрителя. Мне кажется, здесь аттракцион именно в этом – надо отреагировать и идти дальше. То, что сюжет не может уйти сильно в сторону, – это не минус проекта, это, скорее, его особенность. Можно, наверное, было сделать все круче и сложнее, как в «Мозаике», но мы пока не Содерберг и за нами не стоит HBO, да и в целом эта история про другое – про нравственный выбор. И мне кажется, с этим мы более-менее справились», – заключает Уткин. 

Мария Токмашева

ЕЩЁ

Новости: «ТВ-3 Dark» покажет «Страшные истории» из российских городов. Первый Омск
12/06/2020
Новости: Азиатские триллеры: YouTube захватывают клипы режиссера Макса Шишкина
23/08/2018
Новости: «Чернобыль» Данилы Козловского вышел на Netflix
04/06/2021
Новости: Apple расскажет о «Маленькой Америке» - жизни эмигрантов в США
20/06/2018


Новости: Сарик Андреасян снимет для Okko сериал про Чикатило
09/09/2020
Новости: YouTube тестирует функцию записи 15-секундных видео и создания клипов
26/06/2020
Новости: В Facebook появятся шоу о похмелье и демонизированных в СМИ женщинах
17/12/2017
Новости: Четыре российских проекта участвуют в веб-фестивале die Seriale в Германии
13/06/2019