РЕЦЕНЗИИ |
Кто убил Оливию Лейк? Стивен Содерберг снял свой - интерактивный - «Твин Пикс» |
|
22/01/2018 |
|
23 января российский онлайн-кинотеатр «Амедиатека» начнет показ «Мозаики» – сериала Стивена Содерберга с Шерон Стоун в главной роли. Шесть эпизодов, которые в Америке транслирует канал HBO, являются адаптированной для телевидения версией одноименного веб-сериала, придуманного Содербергом и сценаристом Эдом Соломоном и выпущенном сперва в качестве приложения для смартфонов, а чуть позже и в десктоп-версии – и то, и другое пока, к сожалению, доступно лишь в Америке. Перехитрить AppStore не просто, а вот попасть на сайт «Мозаики» даже из России вполне реально. Тем более, что оно того стоит – сериал Стивена Содерберга интересен и в своем телевизионном воплощении, однако, благодаря возможностям интернета, интерактивная веб-версия способна перевернуть представление как о способе рассказывания истории, так и о процессе смотрения кино. В этом случае – почти совершенного, с точки зрения соответствия формы и содержания. «Познакомьтесь с Оливией Лейк» – так называется первый эпизод, точнее первый кусочек паззла, собрав который, можно будет узнать, что же случилось с детской писательницей в новогоднюю ночь в заснеженном, окруженном горами городке Саммит, штат Юта. В десктоп-версии достаточно кликнуть мышкой по квадратику со стилизованным под анимацию портретом Шерон Стоун вверху страницы. В отрывшемся окне начнется видео длиной в 24 минуты, из которого станет понятно, что свою первую и единственную книгу героиня написала 20 с лишним лет назад и с тех пор счастливо и безбедно живет на доход от ее продаж, переизданий, занимаясь благотворительностью и периодически устраивая для детей экскурсии по музею своего творчества и по тематическому парку, окружающему ее шале. Помимо Оливии Лейк, здесь же впервые появляются и другие ключевые персонажи истории – рисующий комиксы разнорабочий/бармен Джоэл (Гаррет Хедлунд), саркастичный приятель писательницы Джей Си (Пол Рубенс), неуклюжий на первый взгляд детектив Нейт (Дэвин Рэтрей), загадочные местные богачи из дома на холме, заезжий инвестор Эрик (Фред Уэллер). Часть событий происходит в настоящее время, остальное – четыре года назад. В конце первого эпизода на экране всплывут две иконки с лицами, продолжить просмотр можно, кликнув на одну из них, – и так после каждого нового видео (всего их в веб-версии 15). Выбирать можно как в финале серии, так и вернувшись на главную страницу, где постепенно, по мере прохождения «квеста», будут открываться все новые окна и складываться настоящая карта – последние две иконки с разгадкой станут доступны лишь после просмотра всех остальных, однако делать это можно в произвольном порядке, продвигаясь вперед и возвращаясь назад. Некоторые сцены придется увидеть дважды, а то и трижды, но сняты они будет с разных точек зрения: например, разговоры по телефону (смартфоны играют в сериале немалую роль) – кое-где слышны оба говорящих, а где-то лишь один. Форма становится еще одним инструментом для создания детективной интриги. Кроме того, внутри почти каждой серии спрятаны так называемые «открытия» (discoveries): либо короткие видео, поясняющие эпизод или отсылающие к оставшимся за кадром, но важным для понимания происходящего в кадре сценам, либо текстовые или визуальные файлы – от рисунков героя и статей из местной газеты до пригласительных открыток и даже 15-страничного документа с распечатками электронных писем. В руки зрителя попадают настоящие, почти осязаемые улики, которые можно сохранить у себя на компьютере. Подготовительный процесс, предшествовавший съемкам «Мозаики», занял несколько лет. Идея родилась еще в 2012 году, когда Содерберг занимался продвижением своего фильма «Супер Майк» – теперь уже бывший, а на тот момент действующий глава Universal Pictures Кейси Сильвер предложил режиссеру снять детективный сериал в формате интерактивного приложения для смартфонов. Режиссеру идея понравилась. Позднее к работе над проектом подключился сценарист Эд Соломон, написавший, к примеру, «Иллюзию обмана». Чтобы не запутаться и учесть каждую мелочь, Соломон и Содерберг стали наклеивать разноцветные стикеры с заметками на стенах помещения, в котором трудились над «Мозаикой». В итоге получились розовые, фиолетовые, синие, желтые, зеленые, красные – запутанные, но связанные между собой схемы. Построенные таким образом, чтобы никто из пользователей, выбирая тот или иной вариант развития событий, не попал на сцену с незнакомыми персонажами или непонятными диалогами, или не получил подсказки раньше времени. «Общая картина становится более детальной, так как показана с разных точек зрения – и это совершенно новый и непривычный зрительский опыт».«Надеюсь, что чем дальше зритель продвигается, чем больше времени проводит в компании персонажей, тем более объемной становится история – выглядит в большей степени романом, нежели тв-шоу»,– признается режиссер. Целью авторов было сделать просмотр максимально персональным: загружая приложение или открывая сайт, зритель становится непосредственным участником событий, каждый раз выбирая, как именно будет развиваться повествование – совсем как в модном нынче иммерсивном театре, где от того, за каким из героев ты последуешь, зависит, какой из многочисленных граней повернется сюжет. Сам Содерберг советует придерживаться одной линии, но, вновь проводя параллель с театром, стоит отметить, что это вовсе не обязательно – чем более хаотичным будет движение, тем более насыщенным и захватывающим будет личный опыт каждого «игрока», тем индивидуальнее будет созданная им реальность. К разгадке можно прийти более коротким или, наоборот, более длинным и извилистым путем – и, что самое главное, даже знание ответа, не мешает «сыграть» еще раз. Только после разработки общей концепции Соломон взялся за сценарий, точнее за сценарии. Ему надо было прописать историю каждого героя по отдельности, разработать каждую сюжетную линию, у которой должны быть начало, середина и конец. Первый «драфт» состоял из 700 страниц и 45 эпизодов-узлов – довольно быстро стало понятно, что их слишком много и они слишком короткие, чтобы в полной мере увлечь и зацепить потенциального зрителя. В итоге размер сценария сократился до 500 страниц, серий осталось всего 14. Один только монтаж занял около года, в течение которого Содерберг и Соломон пробовали разные варианты расположения «узлов» на карте, придумывали и перепредумывали завязку, ведь, как говорит сам Содерберг, «никогда не знаешь точно, что и кто зацепит зрителя». Известно, что Содерберг не давал актерам читать весь сценарий – только те части, в которых есть их персонаж, для того, чтобы они не знали, является ли он главным или нет: «Актер всегда считает, что любой фильм завязан на нем – и в этом случае я намеренно дал им почувствовать это».«Я не хотел, чтобы они знали о тех сценах в сюжете, где их нет, и подталкивал их к нарциссическим размышлениями в духе «я-центр-этой-вселенной» – это помогало». Объяснение названия «Мозаика» можно найти в самом сюжете, однако слово это в большей степени подходит не к содержанию, а к форме. Изящество, красота, сложность и изобретательность которой раскрывается еще больше после просмотра хотя бы пары эпизодов телевизионной версии. О ее создании Стивен Содерберг договорился с HBO еще «на берегу» – на разработку приложения нужны были средства, так как проект с самого начала был дорогим, хотя бы с точки зрения его технического воплощения. Режиссер рассказывает о том, как они вместе с Кейси Сильвером «питчинговали» его в офисе HBO – на тот момент на руках у авторов была своего рода рабочая версия, 15-минутный прототип, с другими актерами и даже другим сюжетом. Сама идея, однако, показалась HBO настолько перспективной, что директор канала Ричард Плеплер в прямом смысле перегородил Содербергу и Сильверу путь к выходу – встал перед дверью и заявил, что никто не выйдет отсюда, пока не будет заключена сделка. Взяв на себя финансирование такого проекта, HBO, возможно, шагнул в будущее – чуть раньше своих коллег. Как и Содерберг, опередивший других режиссеров, не так давно поверивших в силу телевидения, а сегодня осторожно осваивающих интернет и формат веб-сериалов (Николас Виндинг Рефн снимает для Amazon, Роберт Родригес — для стриминг-сервиса Go90). По мнению Содерберга, будущее именно за интерактивной, иммерсивной, разветвленной повествовательной формой, которая максимально усиливает эффект присутствия – современный пресыщенный зритель определенно хочет новых ощущений, дать которые могут разве что новые технологии, неразрывно связанные с гаджетами и интернетом. Речь не идет о смерти кино и телевидения, а лишь о том, какими путями можно привести к ним нового, родившегося со смартфоном в руке, зрителя. А также о банальном творческом развитии авторов и их любопытстве – тот же Содерберг уверен, что формат «Мозаики» подойдет и другим жанрам, от комедии до драмы. По его словам, совсем скоро настанет момент, когда и «Мозаика» будет выглядеть как наскальная живопись – чтобы ускорить процесс, режиссер представляет своей проект как «открытый источник» для всех, кто хотел бы работать в этом направлении и развивать его. Что касается «Мозаики», то отснятый для веба материал был перемонтирован в шесть тв-серий – буквально пересобран с учетом другого формата (в котором Содерберг, к слову, не новичок). С иной завязкой и последовательностью событий, которую зритель уже не может контролировать, но за которой вдвойне интересно следить после прохождения «Мозаики» онлайн. Появляется детективный интерес уже совсем другого качества, смысл которого не в поиске разгадки, а в попытке понять режиссерскую логику. Даже здесь, несмотря на относительную – в сравнении с интернет-версией – линейность, сохраняется ощущение недосказанности. Из серии в серию некоторые кусочки паззла остаются пропущенными, некоторые подсказки появляются раньше, остальные – авторы берегут до самого финала. Формат никак не повлиял на режиссерский стиль: «Мозаика», как и любое другое творение Стивена Содерберга, фокусируется на персонажах, раскрывая каждого из них через диалоги, крупные планы, очень плотный, насыщенный видеоряд, филигранный монтаж. «Мозаику» режиссер снимал так же, как и любой другой свой проект, с той лишь разницей, что на каждую сцену уходило в два, а то и в три раза больше дублей – ведь снимать приходилось так, чтобы у зрителя потом был выбор. Неизбежны сравнения не только с другими фильмами Содерберга, вроде «Побочного эффекта», но и с его телевизионными проектами – например, с сериалом «Девушка по вызову», стилистически очень близким к «Мозаике» произведением. Что касается более широкого круга аналогий, то на ум первым делом приходит «Твин Пикс» Дэвида Линча (или похожие на него, но менее известные «Дикие пальмы»). И там, и здесь – маленький и только с виду благополучный американский городок, жители со «скелетами в шкафу», проницательный детектив, зловещие богачи, любовные интриги, игры разума и проблемы с алкоголем. Вместо лесопилки – шахта, вместо Черного вигвама – не менее таинственная Красная комната. Мистики хватает даже в этом, казалось бы, вполне реалистичном сериале – на фоне всю дорогу маячит некая загадочная секта. Да и Оливия Лейк – чистой воды Лора Палмер (актрисы Шерон Стоун и Шерил Ли даже похожи внешне). Финал не менее обескураживающий, далекий от счастливого, но заставляющий задуматься о том, что оценка любого события (а в данном случае и его исход) зависит от того, с какого угла на него посмотреть. Настоящая ода субъективности, для которой Стивен Содерберг ко всему прочему подобрал идеальную форму и самое подходящее место – интернет. И, кажется, не намерен останавливаться: в разработке еще два подобных проекта, а в феврале 2018 года, на Берлинском кинофестивале, режиссер покажет новый фильм, снятый им на собственный айфон. Текст - Наталия Григорьева Фото - HBO |