DigitalReporter.Ru

МНЕНИЕ

«Мы неправильные кинематографисты». Интервью с создателями российского веб-сериала «Это я»
17/11/2017

Среди немногочисленных российских веб-сериалов сегодня преобладают хорроры и триллеры - с чем это связано, пока судить сложно, видимо, в случае с этим жанром  проще понять реакцию аудитории. Однако в сентябре на портале «Батенька, да вы трансформер» состоялась премьера проекта «Это я» - неожиданно милой и смешной истории о буднях выпускницы Строгановки, которая пытается найти себя и свое призвание в большом городе, попадая порой в комичные и неожиданные ситуации. Веб-сериал уже посмотрели тысячи человек, у него появились фанаты, требующие продолжения. Мы решили встретиться с создателями «Это я», режиссером Андреем Феночкой и сценаристом Елизаветой Симбирской, и узнать у них, почему они выбрали именно этот формат, какие перспективы у веб-индустрии в России и как на этом можно зарабатывать.

Почему вы решили снять именно веб-сериал? Как пришла идея поработать в таком формате?

 

Андрей: Я не люблю короткометражки, мне кажется, что их очень неинтересно делать. Потому что приходится упрощать драматургию и рассказывать какие-то слишком короткие истории без предполагаемого развития. Пришла Лиза и сказала: «А давай сделаем веб-сериал». И мне понравилась эта идея именно тем, что можно рассказывать какую-то большую историю и не обязательно до конца.

 

Лиза: А мне пришла в голову эта идея, потому что я посмотрела несколько независимых американских веб-сериалов, один из которых был «Кайф с доставкой» (High Maintenance). Затем я прочитала историю, как они раскрутились (сериал стартовал на Vimeo в ноябре 2012 года, в 2014 году сервис объявил о том, что будет финансировать проект - при поддержке Vimeo в 2014-15 годах вышло 6 эпизодов, после чего веб-сериал перекупил для показа канал HBO. Премьера первого телевизионного сезона состоялась в сентябре 2016 года, тогда же High Maintenance был продлен на второй сезон. - прим. ред.), и я поняла, что это хороший формат для того, чтобы начать. Короткометражки я тоже не люблю, потому что они мне кажутся довольно бессмысленными. То есть для режиссера это может быть хорошая практика перед полным метром, а для сценариста это в большинстве случаев работа в никуда, как мне кажется. Потому что очень редко, когда из короткого метра получается полный метр, и очень редко, когда потом вообще эти короткометражки кто-то где-то увидит. У меня вообще нет задачи общаться с фестивальной публикой. 

Есть внутренняя установка общаться с широкой аудиторией, и поэтому делать фестивальные короткометражки не хочется, хочется делать что-то для обычных зрителей. 

Ну и поэтому стало понятно, что когда у тебя нет денег и ты не готов идти в Министерство культуры их требовать, то тогда ты выбираешь формат веб-сериала. Он маленький, короткий, относительно простой в смысле организации и денег. Ну и плюс ко всему, это такая история, как Андрей сказал, которую можно рассказывать короткими частями.

То есть веб-сериалы - это тот формат, в котором вы планируете развиваться и дальше?

Лиза: Я как раз сегодня пересматривала первый сезон «Кайфа с доставкой» и в очередной раз поняла, что мне гораздо больше нравится их формат, когда серии были от 5 до 12 минут, чем когда их купил HBO и они стали 30-минутными. Потому что таким образом они его превратили в стандартный сериал. А до этого это были очень маленькие цепляющие истории.

Как вообще появилась идея «Это я»?

Лиза: Кто-то из нас кого-то добавил в твиттере лет пять назад, но лично мы не были знакомы и во ВГИКе не пересекались. Но по твиттеру было понятно, какое кино любит Андрей, потому что он часто об этом пишет. И когда мне пришла идея сделать сериал, я подумала, что мне нужен режиссер, и вспомнила про Андрея, которому, кажется, нравится такое же кино, как и мне. И я ему написала. Это было спонтанное решение.

 

Андрей: Мы встретились, выпили чай, все обсудили. И я попробовал задать рамки того, что можно сделать своими силами. То есть, обойтись без драк и сцен с погонями. 

 

Та идея, которая была сформулирована изначально, оказалась достаточно далекой от того, что в итоге получилось.

А какой была начальная задумка?

Лиза: Изначально хотелось сделать все сложнее - выразить внутренний мир героини через более сложные схемы. Например, она стоит в ванной и представляет себе… И когда Андрей это услышал, он сразу сказал, что в ванной мы снимать точно не будем - «Это слишком сложно, как ты себе это представляешь?». Ну и потом, когда я писала сценарий последующих серий, когда я выполняла роль одновременно и локейшн-менеджера, и директора съемок, и занималась всем на свете, я поняла, как же хорошо, что мы не снимаем в ванной или где-то там еще. Потому что сценаристы очень редко думают о том, как это будет воплощаться. Оказалось, что даже самые простые вещи, которые в сценарии тебе кажутся очень легкими в воплощении, потом оказываются далеко не такими. И тебе приходится самой все это находить – костюмы, людей, локации, реквизит. 

Сколько времени у вас заняли съемки сериала?

Андрей: Нам пришлось мобилизоваться, так как наш оператор уезжал в Японию, а художница - в Карелию, и у нас было 2-3 недели до их отъездов.

Лиза: Мы сделали подготовительный период за 9 дней при том, что изначально не было ничего - ни актеров, ни локации. А сами съемки мы ужали до трех дней. В этом тоже кстати плюс нашего формата. Но потом было такое ощущение, что все максимально классно сложилось. И очень большой процент успеха сыграло то, что мы сделали все очень быстро - написали текст, отредактировали, привели в рабочий вид, собрались, все сняли, смонтировали и быстро выпустили. И если бы мы этого не сделали в таком режиме, то мне кажется, получилось бы, может, не хуже, но по-другому. 

Андрей: После монтажа, конечно, у нас с Лизой было сильное желание все это переснять, потому что вскрылись все недоработки и все, на что мы забили. Но я сказал, что, если переснимать, то надо переснимать все, и смысл веб-сериала - выпустить его, а ошибки исправлять уже потом.

Будет ли продолжение?

 

Лиза: Да, мы над этим работаем. Мы решили, что герои останутся те же, но это будет не продолжение «день в день», потому что там было лето, а сейчас зима. Это будут скорее такие блоки историй по 4 серии про что-то одно. Там было про подставу парня и про портреты, новый блок будет уже про другое. Мы не будем соблюдать четкую хронологию. Мы как раз обсуждаем, что хорошо бы в феврале его снять, когда будут каникулы у наших актрис в институте на третьем курсе ГИТИСа - мы очень зависим от их графика.

 

А превратить свой веб-сериал в полнометражный фильм не думали?

 

Андрей: Он был придуман как веб-сериал и развивается пока как веб-сериал. У меня кто-то спрашивал, сложатся ли все сезоны в конце в один полный метр, но я не уверен, что полный метр, собранный из таких 4-минутных эпизодов можно будет смотреть, так сказать, на одном дыхании.

В чем плюсы интернет-проектов, за исключением того, что это гораздо дешевле, чем обычные фильмы?

 

 

Андрей: В первую очередь - доступность для аудитории. Меня очень раздражают фестивали, точнее их традиции, когда показывают фильмы, их смотрят критики, они пишут об их влиянии на кинематограф, а до нас эти фильмы доходят в лучшем случае через полгода. И не очень понятно, зачем. Я надеюсь, что когда-нибудь фестивали перейдут на одновременный онлайн-показ всех работ, все будут жить в одном кинематографическом пространстве. А здесь ты снял, сразу выложил в сеть, все посмотрели, все, кто хотели, высказали свое гневное мнение, - и пошли дальше.

 

Лиза: Плюсы интернет-проектов - это, с одной стороны, скорость работы с аудиторией, а также скорость твоей собственной работы. С другой стороны, для меня очень важную роль играет, что в веб-сериале я отвечаю сама за себя. 

Есть ли разница подходов в работе над полнометражными фильмами и веб-форматами?

Андрей: В подходе к изображению точно нет никакой разницы.

 

Лиза: Это кстати очень интересный момент. Наш сериал, как заметили некоторые, довольно сильно выбивается из тех стандартных клише европейских и американских веб-сериалов с быстрым монтажом, короткими планами, динамичным сюжетом - чтобы человек успел за пять секунд понять, хочет он это смотреть или нет. В данном случае мы вообще нарушили это правило по всем фронтам, и вначале я очень боялась и расстраивалась, что у нас получилось такое медленное повествование, думала, что никто не будет нас смотреть, но в итоге это принесло нам другую аудиторию.

 

Как вообще зрители восприняли ваш проект? Были ли злобные комментарии?

Лиза: Мы сняли наш сериал в киношном ритме. И при этом он маленький. И многие зрители очень хорошо восприняли, что он короткий, не идет полтора часа, и не приходится тратить на него половину своей жизни. И при этом он круто снят, он красивый, и это не что-то быстро мелькающее, он сделан как настоящее кино. Наверное, поэтому мы даже выиграли. Спасибо Андрею, он все предугадал. Вообще очень мало было злобных комментариев.

 

Самый злобный комментарий был, как ни странно, от моих друзей-киношников.

 

Андрей: Киношники хуже восприняли сериал, чем зрители. Потому что они начинают судить его с точки зрения большого кино.

А люди из киноиндустрии принимают формат веб-сериалов?

Лиза: Я не думаю, что люди сейчас серьезно относятся к этому, возможно, потому что здесь пока еще нет денег. Люди занимаются кино в том числе, потому что они зарабатывают деньги. Наверное, это станет популярным, когда стримминговые сервисы начнут туда вкладывать деньги, когда каким-нибудь компаниям и каналам надоест тратить миллионы на производство своих сериалов, и они начнут вкладываться в более простые маленькие истории.

Кто-то из ваших знакомых, может быть, загорелся идеей и тоже решил снять веб-сериал? 

Лиза: Нет, но дело, я думаю, в том числе опять же в финансовом вопросе, потому что мы потратили не очень много денег, но мы их потратили. А люди очень часто, и их можно понять, не хотят тратить свои деньги. Они хотят сначала найти деньги, а потом уже делать проект. Мы, наверное, с Андреем просто альтруисты.

Андрей: Неправильные кинематографисты (смеются).

 

Во сколько вам обошелся проект?

 

Лиза: В 45 тысяч рублей. Это довольно подъемные деньги, но их нужно вложить и на это решиться. Причем, когда ты вкладываешься, ты же не говоришь - вот у меня бюджет 50 тысяч и ни копейки больше. Ты вкладываешь, вкладываешь, а потом выясняется, что сколько стоит. К счастью, вся команда подобралась так, что это были те люди, которые хотели этим заниматься, им это было интересно.

Все наши актеры и группа работали бесплатно. И это сэкономило нам огромное количество денег. 

Вторую часть тоже будете снимать на свои деньги?

 

Лиза: Мы надеемся, что нет.

 

Не хотите запустить краудфандинг?

Лиза: Нам довольно много человек написали, что они готовы вложиться в съемки и перечислить небольшие суммы. Это, с одной стороны, очень хорошо, а с другой - есть внутреннее ощущение, что это не очень правильно - брать у людей деньги и снимать что-то для себя. То есть мы занимаемся этим для того, чтобы нам было хорошо, и не решаем никаких социальных задач, пусть лучше люди потратят деньги, чтобы помочь бездомным животным и нуждающимся. А кино должно само искать на себя деньги. Может, мы найдем каких-то неожиданных спонсоров.

Как вообще можно заработать на веб-сериале?

Лиза: Начать зарабатывать можно и на YouTube. Когда ваши просмотры видео достигают 17 тысяч, то уже можно включать рекламу, и она будет приносить деньги. Это самый такой простой способ. Также можно зарабатывать через продакт-плейсмент или сопутствующую рекламу на сайте.

 

Андрей: Платить за просмотры в России вряд ли кто-то будет. Ну вот если спонсировать будут крупные компании…

 

Лиза: Но сотрудничество со спонсорами или выпуск на телеканале - это всегда означает, что тебе придется подстроиться под людей, которые тебе дают деньги. Они будут тебе говорить, как они хотят, чтоб было снято, а еще, пожалуйста, снимите нашу лучшую актрису, у нее рейтинг высокий. Тут ты либо на это соглашаешься, либо нет. Каждый уже выбирает, как он хочет развиваться дальше. Последние 10 лет система кинематографии и производства кино в России занималась тем, что абсолютно расхолаживала всех молодых кинематографистов, раздавая им направо и налево деньги, не требуя никакого возврата. Ничего удивительного, что теперь люди ничего не хотят делать сами. Они хотят, чтобы им дали деньги из Минкульта за просто так. Это очень сильно меняет отношение к производству у молодой аудитории.

По вашему мнению, интернет-кино - это будущее, переходный этап или еще одна веха в развитии кинематографа?

Лиза: Это точно нельзя назвать единственным будущим кинематографа, и не стоит ожидать, что вдруг кино возьмет и перейдет в интернет полностью. Люди когда-то говорили, что театр умрет с изобретением кино. А театр никуда не делся, он просто изменился. Безусловно, эта сфера будет расширяться, она будет расти. Но вряд ли она заменит собой весь офлайновый кинематограф.

Андрей: Мне кажется, веб-сериалы - это хороший формат. Вот появились большие сериалы, снятые кинорежиссерами. Это здорово, если также начнут снимать и веб-сериалы - почему нет?

 

За рубежом веб-индустрия все больше набирает обороты, во многих странах уже проводятся крупные веб-фестивали, на некоторых даже работают маркеты, куда приезжают такие гиганты, как Paramount. В России все это пока еще в стадии становления. Как вы оцениваете перспективы?

 

Андрей: Если на них нельзя будет нормально зарабатывать, это ни во что не разовьется. Энтузиазм быстро кончается.

Лиза: Ну или такие альтруисты как мы будут продолжать этим заниматься. Хочется верить, что пример людей, которые делают веб-сериалы за свой счет, сподвигнет других работать своими силами, рассчитывать на себя и стараться сделать лучше, чтобы получить фидбек от аудитории. Хотелось бы, чтобы было больше людей, которые этим занимаются.

 

Андрей: Чтобы была конкуренция.

 

Лиза: Чтобы в России появились веб-сериалы в разных жанрах. Чтобы были и хорроры, и ромкомы и комедии, и драмы, и трагедии. Пусть будет разное кино. Главное, чтоб оно было хорошим. 

Страницы веб-сериала «Это я» в социальных сетях:

 

Facebook

Вконтакте

Instagram

YouTube

Vimeo

Беседовали Людмила Филоненко и Мария Яхьяева

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕЩЁ

Новости: Роскомнадзор недоволен Facebook и Twitter из-за хранения данных российских пользователей
21/01/2019
Новости: Открывавший ММКФ-2017 индийский фильм «Бахубали» станет веб-сериалом
09/11/2017
Новости: Режиссер «Зеленой книги» снимет веб-сериал о том, как научиться жить настоящим
11/07/2019
Новости: Варламов поговорит с «Лучшими в своем деле», первый из них - художник Покрас Лампас
14/05/2018


Новости: Кинотеатры и платформы не конкуренты: участники рынка обсудили жизнь в эпоху пандемии и реформу цифрового окна
05/02/2021
Новости: YouTube запретил публиковать опасные видео
17/01/2019
Новости: Apple рассказала, как играют в футбол аборигены, буддистские монахи и португальские рыбаки
07/07/2018
Новости: «Моряк Попай» причалит на Youtube
23/05/2018