DigitalReporter.Ru

МНЕНИЕ

Деньги есть, но вы держитесь: Итоги конференции «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации» 
12/12/2021

Кажется, еще лет 10 назад все круглые столы «про индустрию» с участием российских кинематографистов сводились к очередному «плачу Ярославны» на тему «денег нет». Но все, как известно, в меру сил старались и даже отчитывались вполне себе успешными результатами. Бокс-офис рос, отечественное кино выходило на фестивальный уровень, а по прошествии лет все еще даже стали смотреть и российские сериалы – особенно, наверное, в 2018-м, когда весь фейсбук писал про «Домашний арест» и «Звоните Дикаприо!», «Лучше, чем люди» и «Обычную женщину».

Интернет-вещание потихоньку затмевало телевизионное, но к экстенсивному рывку, уготованному пришедшей в 2019-м пандемией, кажется, готово не было. В первую очередь – за счет количества контента. Давней боли российских продюсеров, скидывавших большинство денег на проекты-«события», иначе кассу не заработаешь, а не на потоковое производство, как делают зарубежные стриминг-гиганты. Денег на всё не хватало. Но с приходом платформ в пандемийный год, обнаружилась, как следует из конференции «Вызовы киноиндустрии в эпоху глобальной цифровой трансформации», проведенной 10 декабря Киностудией Горького, другая проблема. Теперь у нас денег на производство много, только вот количества событийных проектов, кадров на их производство и, что немаловажно, смыслов от этого не прибавилось.

Фото предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького, автор Софья Анцупова

«В прошлом году Институт развития интернета распределял 3 млрд рублей, в этом – 10, в следующем – будет 15», – под восхищенные взгляды представителей традиционной российской киноотрасли, на протяжении последних нескольких лет производящей фильмы на в лучшем случае 6 млрд государственных рублей (вне зависимости от уровня инфляции) от Минкультуры и Фонда кино вместе взятых, говорит новый глава ИРИ, одиозный медиаменеджер Алексей Гореславский. Но сразу же успокаивает всех собравшихся (в основном, продюсеров) – большинство средств «съедают» игры. Кино, а точнее сериалы, если говорить об ИРИ, финансируются практически по остаточному принципу (не надо забывать, что институт поддерживает еще и различные YouTube-шоу), но тем не менее их поддержка сопоставима части Минкультуры или Фонда кино.

При этом ИРИ выделяет деньги – пока, по крайней мере, – в основном, на проекты относительно бюджетные. Веб-сериалы «Естественный отбор», «Сама дура», интерактивы «Найден_Жив» и «Ничего страшного», «платформенные» «Трудные подростки» или недавние «Струны». К тому же ИРИ помогает образовательным диджитал-проектам – будь то «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. XX век» или  «История отечественной анимации». В общем, размазываются эти средства тонкой, хоть и серебряной ложкой, по всем интернет-проектам, не подходящим Минкультуры или Фонду кино, которые по-прежнему поддерживают исключительно полный метр, нацеленный в первую очередь на кинотеатральный прокат и фестивали (хотя и здесь ситуация изменилась и теперь даже на министерском питчинге спрашивают и про диджитал-права, и дистрибуцию).

Фото предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького, автор Софья Анцупова

Но, как и с любой государственной организацией, деньги от ИРИ идут не просто так. Там тоже есть список приоритетных тем в духе героев нашего времени и приоритетов развития страны, которая уже много лет за стабильность, и уложиться в такие рамки могут далеко не все. Особенно онлайн-платформы, над которыми сейчас нависли все возможные запреты – от курения до секса в кадре.

«Ограничения, связанные с защитой детей от нежелательной информации, – понятные. Но все эти истории с матом и различными сексуальными девиациями выглядят довольно пугающе. С одной стороны, пришедшие сюда иностранные платформы перестанут инвестировать в наш контент, а новые приходить не будут. С другой – российский зритель, получивший такой (цензурированный – прим. ред.) контент на российских платформах, просто не будет его смотреть, а будет искать способ смотреть американский контент», – считает продюсер Михаил Врубель, по мнению которого необходимо наладить дискуссию между государством и платформами и найти какой-то баланс в возможных ограничениях.

«Годом нахождения компромиссов между онлайн и офлайн» назвала предстоящий 2022-й и глава Киностудии Горького Юлиана Слащева, но это больше касалось больного вопроса «цифрового» окна. Очевидно, что все российские продюсеры мечтают сохранить кинотеатральный прокат, но – увы – понимают, что для многих картин это невозможно. Тут еще, кстати, интересную статистику привел глава Фонда кино Федор Соснов. Как известно, Фонд еженедельно не только ведет статистику просмотров в обычных кинотеатрах, но и опрашивает посетителей. Так вот – если в январе 2020-го только 23% аудитории, ходящей в кинотеатры, имели подписку или купленные фильмы легально в онлайн, то уже в ноябре 2021-го эта цифра составила 88%. И тут можно было бы подумать, что респонденты, как обычно им свойственно на «живых» опросах, соврали. Но данные Фонда кино свидетельствуют, что теперь выход в кинотеатр – это уже не просто знакомство с новинками проката, а полноценное времяпреповождение с семьей и/или друзьями, массовое практически событие, как концерт, а не просто способ проведения досуга. Опять же, судя по количеству подписавшихся на всевозможные онлайн-кинотеатры, сериалы вечером дома или в перерывах работы на удаленке смотрят примерно все.

Только вот что смотреть? Во время пандемии российские стриминги действительно работали очень активно, выдавая все новый и новый релиз даже не раз в неделю, как было с эфирным вещанием или кинопрокатом, а практически каждый день. Но…

«Все заинтересованы в конечном счете в одном – в высококонкурентном качественном контенте, который позволит России конкурировать в мире. И с каждым годом контента, который сделан без скидки, на мировом уровне, становится больше и в кино, и сериалах. Но есть обратный парадокс – они перестают быть событием», – верно замечает глава KION Игорь Мишин.

Фото предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького, автор Софья Анцупова

Качественные проекты при этом, как уверены все участники конференции, продолжают выходить. Однако с развитием платформ образовался очевидный перегрев рынка, когда, по словам того же Мишина, «профессиональная компетенция не соответствует массе денег». Главу фонда «Кинопрайм», который еще не так давно стал инвестировать в российское кино, Антона Малышева это так же смущает: «Пугает количество денег, которые заявляют игроки (в частности, онлайн-платформы – прим. ред.) на следующий год. Мы как-то считали на полный метр 10 млрд рублей плюс еще 5-7 на телик. Сейчас получается, что сумма вырастает в 7-10 раз на следующий год». И даже Джаник Файзиев, который теперь не просто продюсер кино, возвращающий за не окупившегося «Вратаря Галактики» деньги Фонду кино, говорит, что производственные бюджеты сейчас – не только из-за уже устоявшегося высокого курса валют, но и из-за зарплат, – выросли на 60-80%. Оценку, хорошо это или плохо, он, правда, дать не решается.

Про зарплаты как раз отдельный разговор. Тезис о том, что европейские или американские дистрибуторы, глядя на российские проекты, всегда удивлялись уровню их качества, сделанного за низкий бюджет, что сразу же хотели их покупать, естественно, не вызывает сомнения. Но российская «картинка» создавалась огромной съемочной группой. Всей, а не только продюсерами, режиссером и актерами. То, что «второго звена» не хватает, – стало очевидно, еще когда только начал свою активную работу Фонд кино, а уж с приходом платформ, производящих все больше и больше проектов, эта проблема стала еще больше видна. Не удивительно, что сейчас, как говорят некоторые участники конференции, то самое второе звено просит все большую и большую зарплату. Специалистов тут и впрямь – один на миллион.

«Главная задача продакшн-компаний по всему миру – научиться забирать у платформ права. Думаю, это произойдет рано или поздно. Мы не в состоянии содержать студию на 10% маржи. Нам не хватает вторых режиссеров, гаферов, светиков. Мы хотим открывать свои школы, и 10%  абсолютно недостаточная сумма для такого развития. Большой спрос на контент приведет к тому, что качество будет падать. Если раньше ты заставлял переписывать сценарий несколько раз, то сейчас любой сценарист тебе скажет – не нравится, пойду к другому», – сетует продюсер Валерий Федорович. И с ним соглашаются коллеги – при условии нехватки контента покупатель найдется на всё.

Фото предоставлено пресс-службой Киностудии им. М. Горького, автор Софья Анцупова

Однако если говорить про права, то Федорович уточняет, что такая ситуация у российских продюсеров, скорее, с зарубежными стримингами. В российских, вроде бы, все обстоит иначе, о чем не преминул сообщить Игорь Мишин.

«Сейчас – золотой век продюсеров. Они диктуют компаниям, что хотят, – любую маржу. У нас все контракты – больших студий и маленьких – во всех правах, кроме цифровых, 50 на 50. Это нормальная цивилизованная практика. Особо ретивые студии еще и правами как дистрибуторы управляют. И мы соглашаемся, иначе этот проект окажется на другой платформе. Вопрос в следующем – генерите идеи, по которым вы можете платформам объявлять ультимативные условия. Огромная масса денег заказчиков не обеспечена соответствующим объёмом креатива», – подчеркнул Мишин.

Понимая все эти проблемы, КиноПоискHD, напротив, решил в предстоящем году сократить объем оригинальных проектов. Если раньше, по словам главы сервиса Ольги Филиппук, они запускали по 12-14 проектов, то сейчас стремятся к «8-9, а, может, и меньше». К такому выводу они пришли, исследуя предпочтения подписчиков сервиса. На данный момент, кстати, это 10 млн пользователей «Яндекс. Плюс» и дальше, по прогнозам компании, аудитория будет расти.  Сейчас у сервиса мало тайтлов для кинотеатрального проката. При этом в кино они поняли, что онлайн работает, как и обычный кинотеатр, то есть основной зрительский поток идет на первую неделю, а вот сериалы обладают большей возможностью, чем телевидение, и могут вернуть зрителей к первой серии. Тем не менее основной упор делается не на количество и даже не на качество, а собственно на аудиторию кинотеатра, воспитанного на комиксах и аниме (в основном это, по словам Филиппук, мужская городская аудитория). Поэтому в приоритете взрослая анимация и развитие всяческих «фандомов» «Майора Грома» плюс продолжения успешных проектов, которые КиноПоискHD делает, в том числе, и в сотрудничестве с другими онлайн-кинотеатрами.

Мария Токмашева

ЕЩЁ

Новости: Мультсериал «Маша и Медведь» оказался самой популярной анимацией в мировом YouTube
21/12/2017
Новости: «Кино как универсальный язык»: писатель и журналист Камилл Ахметов выпускает новейший учебник по истории и теории кинематографа
23/05/2019
Новости: Стриминговые сервисы спровоцировали рост пиратства
07/10/2018
Новости: Подписчики Amazon увидят «Психологинь» и «Молодежку»
12/10/2018


Новости: На веб-маркете представили тренды развития мировых онлайн-платформ
07/12/2019
Новости: Тина Канделаки стала заместителем генерального директора «Газпром-медиа»
08/09/2021
Новости: Warner Bros. в августе запустит онлайн-платформу DC Universe
23/06/2018
Новости: Новые даты REALIST WEB FEST: 29 июля - 1 августа в Нижнем Новгороде
13/05/2021