МНЕНИЕ |
«У российских сериалов сегодня как никогда много возможностей для зарубежного успеха»: Итоги круглого стола на WEBFEST Berlin |
|
15/12/2021 |
|
В рамках одного из самых значимых смотров веб-сериалов в мире – WEBFEST Berlin, который в этом году проходил в онлайн-формате с 13 по 15 декабря, состоялась дискуссия о международном потенциале российских сериалов. В ней приняли участие член жюри WEBFEST Berlin, вице-президент Beta Film по международным продажам и закупкам Леонид Годик, директор по продажам и совместному производству компании 1-2-3 Production Надежда Зайончковская, руководитель отдела продаж Star Media Ксения Калистратова, директор по развитию Star Media Сергей Купреев, креативный продюсер рекламного агентства «9 Pandas» и их первого веб-сериала «Полицейский с YouTюба», Джулия Сотникова агент по фестивальному продвижению, исполнительный продюсер и сейлз-менеджер сериала «Полицейский с YouTюба» Евгения Борисова, а также один из основателей фестиваля Bilbao Seriesland, испанский продюсер Оливер Менд. «Я невероятно впечатлен тем, как быстро российские производители сериалов вышли на мировой уровень. Такой скачок я, кажется, вижу впервые. Только три года назад на фестивале Realist Web Fest мы видели по одному-два эпизода российских проектов, а уже в этом году на Bilbao Seriesland мы получили невероятное количество заявок от производителей из России, причем отличающихся крайне высокой степенью производства. И я в шоке от того, как все изменилось за столь короткое время и мне очень интересно, как вы это осуществили», – говорит Оливер Менд. Российские производители действительно почувствовали на себе активный интерес представителей зарубежных стран. И это касается не только фестивалей, но и больших дистрибуторов, платформ и даже обычных зрителей. «На протяжении 15 лет мы распространяем наш контент по всему миру. Наши проекты смотрят более, чем в 80 странах. Лидерами являются Китай, Польша, Чехия, страны Латинской Америки, США и отчасти Канада. Но мы видим изменения, которые происходят. Если раньше российский контент воспринимался, скорее, как локальный, то буквально за последние несколько лет ситуация изменилась. Это уже полноценный игрок международного рынка. Повышающееся качество нашей продукции, нашей производственной, продюсерской экспертизы открывает для нас широкие возможности, еще недоступные пару лет назад», – говорит Ксения Калистратова из Star Media. Осенью 2021-го компания, до этого являющаяся крупнейшим агрегатором легального русскоязычного контента (фильмы и сериалы) в YouTube, запустила свой собственный международный онлайн-кинотеатр LAVA, который уже сейчас, по словам Сергея Купреева, стал пользоваться популярностью в США, Мексике, Бразилии, Германии, Италии и Великобритании. «У нас было больше семи тысяч часов контента, и мы думали, как его монетизировать онлайн. Сначала развивали наш YouTube-канал, успехи которого внушили нам уверенность, что наш контент востребован по всему миру. Мы работали не только для России и Европы и старались развивать канал не только для русскоязычных пользователей. После того, как мы увидели, что наш каталог востребован представителями других стран мы решились на запуск большой международной платформы. Наши проекты на LAVA имеют субтитры на 10 языках – это не только популярные английский и испанский, но и, например, португальский, вьетнамский, немецкий. И у нас большие планы по дальнейшему развитию этой платформы», – отмечает Ксения Калистратова. Ее коллега Сергей Купреев добавляет, что особенной популярностью пользуются драматические сериалы, а также документальные проекты, созданные в жанре исторических реконструкций, и мелодрамы. Представительница 1-2-3 Production – компании, которая создает первый российский сериал в копродукции со стриминг-сервисом Netflix – Надежда Зайончковская также отмечает «невероятный интерес зарубежных закупщиков к российскому контенту». «На крупнейшем рынке аудиовизуальной продукции MIPCOM мы слышали множество восторженных отзывов и от крупных дистрибуторов, и от больших международных платформ и телеканалов. Кажется, что сейчас действительно все заинтересовались нашими проектами – не только теми, что уже вышли, но и теми, что только готовятся к выходу. Интересуются игроками на нашем рынке, российские режиссеры и актеры становятся узнаваемыми, зарубежные представители также обращают внимание на наши PR и маркетинговые кампании. И это не может не радовать. Думаю, шаг за шагом российские сериалы и все участники их производства получат славу, не меньшую, чем представители Франции, Испании и стран Скандинавии», – уверена Зайончковская. В пуле 1-2-3 Production – не только хит Netflix «Эпидемия», вошедший в топ-10 по просмотрам в Латинской Америке, странах Ближнего Востока и Восточной Европы, но и сериал «Перевал Дятлова», пожалуй, самый успешный отечественный сериал по сделкам с международными платформами и компаниями. Продажами на зарубежные рынки российского проекта занималась немецкая компания Beta Film. «Мы, наверное, были первой большой европейской компанией, обратившей внимание на высокое качество российских сериалов. Сейчас мы работаем почти со всеми большими продакшнами России – 1-2-3 Production, Star Media, «Среда», Yellow, black and white. Из недавних успешных примеров – «Перевал Дятлова» и «Полет», которые будут показаны на крупнейших платформах Латинской Америки, Польши, Германии. В частности, на HBO Max, Canal+, Disney и Sony Channel. А в Японию мы, например, продали сериал «Триггер», который стал первым российским тайтлом в каталоге местной популярной платформы U-Next. Так что мы видим, что российский контент очень хорошо работает и на восток, и на запад», – говорит вице-президент Beta Film по международным продажам и закупкам Леонид Годик.
Более того, Оливер Менд считает, что именно российские сериалы могут быть связующим звеном между Востоком и Западом. И, в частности, европейские страны заинтересованы в копродукции с Россией. Сам Менд активно занимается сотрудничеством с США и Германией, но очень надеется на возможность работать с российскими продюсерами. «После просмотра российских сериалов – а мы смотрели не только короткие веб-сериалы, но и ваши большие 40-50-минутные проекты типа «Хэппи-Энда», «Психа» и «Чик», – и видим большое качество проектов. Мы понимаем, что мы можем доверять российским продюсерам и их экспертизе. Так что я буду только рад, если у нас получится сделать копродукцию», – уточнил Оливер Менд. Одним из лауреатов Bilbao Seriesland был и российский веб-проект «Полицейский с YouTюба», вошедший в десятку лучших вебов со всего мира на отраслевом Чемпионате и ставший самым награждаемым веб-сериалом Восточной Европы. «Мы, конечно, делали сериал с надеждой на успех, но не ожидали, то он будет столь большим. Сейчас у нас больше 7 млн просмотров, что очень хорошо для молодого канала, где вообще не было подписчиков до выхода «Полицейского». И, конечно, мы не ожидали успеха на международных рынках. За счет чего он получился? Думаю, что за счет истории о поколении отцов и детей, которая актуальна для всего мира. Ну и, конечно, за счет качества продакшна, о чем говорил Оливер», – отметила креативный продюсер рекламного агентства 9 Pandas, производителя проекта «Полицейский с YouTюба», Джулия Сотникова. По словам ее коллеги Евгении Борисовой, сейчас «Полицейский с YouTюба» пытается выйти на международную арену и уже имеет перевод на несколько языков: «У нас есть предложения от разных платформ и территорий. Надеюсь, что после наших фестивальных успехов мы закроем некоторые сделки, и начнем делать второй сезон. Не исключено, что с международными звездами, потому что мы готовы работать в копродукции», – подчеркнула Борисова. И этот успех по-своему удивителен, потому что традиционно комедийные проекты ориентированы больше на локальную, нежели международную аудиторию. Это признает и Надежда Зайончковская, которая называет даже драмеди и черные комедии самым сложным для продаж жанром. Однако и эта ситуация, как считают эксперты, в скором времени может измениться. Тем не менее пока большей популярностью среди российских проектов за рубежом пользуются криминальные драмы, нуары и сай-фай. Последний жанр, например, Леонид Годик вообще считает сильной стороной российского кино за счет его традиций, в том числе и литературных. Подтверждают его довод не только успех «Перевала Дятлова» и «Эпидемии» (да, за рубежом это тоже продается как фантастика), но и полного метра «Спутник» режиссера-дебютанта Егора Абраменко с Петром Федоровым, Оксаной Акиньшиной и Федором Бондарчуком в главных ролях. Другое важное звено российских традиций – классическая литература. Именно по этому пути идут 1-2-3 Production, которая сейчас делает для Netflix современную адаптацию «Анны Карениной». Но только на традициях далеко не уйдешь, и, например, та же Зайончковская уверена, что за рубеж могут продаваться отлично проработанные сериалы разных жанров, главное – уделить время пре-продакшну и пост-продакшну. «Нам нужно анализировать свои ошибки и делать домашнюю работу. Именно за счет этого качество российских проектов и будет повышаться, а лучшие фильммейкеры будут соревноваться за наши сценарии и идеи», – подчеркивает Зайончковская. Ее коллега Ксения Калистратова из Star Media также считает, что сейчас русские сериалы выходят на новый уровень и конкретных конкурентов для них называть сложно – это уже не только американские проекты, но и сериалы других стран, хотя, например, от южнокорейского хита Netflix никто не ожидал таких высоких результатов. «Думаю, на рынке мы сейчас соревнуемся уже даже не между собой, а с лучшей версией себя. И понимаем, что аудитория нуждается в экспериментах. И никто из нас не собирается останавливаться и сдаваться. Мы будем много работать, чтобы зрители имели возможность выбора», – заключила Калистратова. |