DigitalReporter.Ru

МНЕНИЕ

«Каким бы ни был веб-сериал, кому-то он обязательно понравится - это же интернет»
19/10/2017
В Берлине с 8 по 9 сентября в третий раз прошел фестиваль веб-сериалов. Мы поговорили с создателем и руководителем смотра Мередит Беркхолдер и с одним из программных директоров, а также автором популярного тематического блога Жоэлем Бассаже о том, зачем Берлину еще один фестиваль, как снять хороший веб-сериал и как стать знаменитым режиссером с помощью Instagram.  

С чего для вас началось увлечение веб-сериалами?

Мередит: Десять лет я прожила в Нью-Йорке, где занималась рекламным бизнесом, работала на телевидении. Это выматывает – делать то, чем ты совсем не гордишься, пусть и за неплохие деньги. В общем я, что называется, выгорела. И переехала в Берлин. Сначала просто смотрела, что происходит здесь в плане кино, а потом наткнулась на такое явление, как веб-сериалы и занялась их продюсированием – наш сериал выиграл Гран-при фестиваля в Мельбурне, что означало поездки в Марсель, Лос-Анджелес. Я начала посещать и другие фестивали, изучать, что на них происходит и как они устроены. И влюбилась во все это.

Жоэль: В моем случае все очень просто. Я телевизионный сценарист, и на телевидении ты проводишь большую часть времени в ожидании – когда твой проект одобрят, когда внесут правки, когда заплатят. Так и сидишь перед монитором, ждешь. В 1995 году я был одним из первых жителей Франции, у кого появился домашний интернет, и я был абсолютным веб-гиком, выискивал и смотрел все подряд – и отправлял ссылки друзьям, писал им «посмотри это!». И один из них сказал мне в итоге: «Хватит уже, просто заведи блог». У меня это заняло какое-то время, но в итоге в 2014 году я его все-таки завел.  

 

Берлину был необходим такой фестиваль – это же очень кинематографичный город.

М.: Совершенно верно! В Берлине очень много фестивалей – практически каждую неделю что-то происходит. Но не было ничего, посвященного непосредственно веб-сериалам. А ведь это сообщество – я имею ввиду и геймеров, и в других людей, чья деятельность напрямую связана с интернетом – в Берлине очень велико. Правда, когда мы только начинали, немецких сериалов было немного, нам приходилось буквально выкапывать их из недр сети. А сейчас, на этом фестивале, большинство заявок именно из Германии, из Берлина. Так что постепенно все меняется и развивается, и мы находимся в самой гуще событий.

Ж.: Авторам веб-сериалов из Германии действительно был очень нужен этот фестиваль, им нужна была площадка для показа своих работ. Ведь дело не в том, что их мало, а в том, что о них никто не знает и никто их не смотрит – в особенности за пределами Германии. Поэтому так необходим был именно такой, международный, фестиваль. 

Как вы находите сериалы для фестиваля? Люди сами заваливают вас заявками или все же приходится по-прежнему искать что-то самим в сети?

М.: Мы стараемся, по мере возможности, встречаться и знакомиться с авторами, отсматривать как можно больше работ. Но у тех, кого мы знаем лично и чьи сериалы уже видели, ничуть не больше шансов попасть в программу, чем у совершенно не известных нам режиссеров – прием заявок у нас открытый, и мы рады всем и каждому. Смысл в том, чтобы найти и выбрать все самое лучшее.

Если история банальная, нам это не подходит.

Каким должен быть веб-сериал, чтобы попасть на фестиваль, какими качествами обладать прежде всего? Все равно же происходит какой-то отсев и приходится выбирать.

Ж.: Сложно описать процесс отбора, он во многом строится, конечно, на эмоциях. Но есть правила. Самое главное – сериал должен быть качественным. Мы никогда не покажем зрителям что-то с плохим звуком, с плохой актерской игрой и тд. Потому что цель фестиваля - не только мотивировать авторов снимать веб-сериалы, но и просвещать зрителей, показывать тем, кто не верит в веб-сериалы или просто не знает об их существовании, что все это правда и, более того, заслуживает внимания. Возможно, однажды мы будем готовы к экспериментам, но пока мы должны демонстрировать качество, рассказывать об отличиях веб-сериалов от сериалов телевизионных, объяснять, что это другая форма и совершенно другой развлекательный опыт для зрителя.  

М.: Да, это основа основ. Но, помимо этого, так как наш девиз - «что дальше?» - мы ищем новые способы рассказывания истории. Мы ищем что-то новое, свежее, иное, то, что нас по-настоящему впечатлит. 

Ж.: Самый лучший пример этого года - сериал "iam. serafina". Это действительно революционное шоу, потому что по сути в нем нет ни сценария, ни режиссуры, ни операторской работы в привычном понимании - ребята просто используют телефон и Snapchat. И это будущее - не всех веб-сериалов, но одно из очень перспективных направлений. И мы показываем это, что убедить всех в том, что и такой формат существует и может быть очень успешным. 

Не так просто написать и снять веб-сериал для Snapchat или Instagram, как может показаться. 

М.: До того, как Instagram увеличил длину видео до минуты, можно было снимать только 15-секундные видео - и были люди, которые делали сериалы в таком формате. Для многих это было чем-то вроде вызова самому себе - смогу ли я сделать что-то хорошее, ограниченный таки строгими рамками?

На одной из дискуссий в рамках фестиваля говорили о том, что порой люди снимают веб-сериал, не думая о том, что их работу скорее всего будут смотреть на экране смартфона, в лучшем случае - на планшете или лэптопе. И снимают такие кадры и планы, которые теряются на маленьких экранах.  В итоге выигрывают те, кто ориентируется на аудиторию и на формат - но не теряется ли в этом случае то самое качество?

М.: Все можно посмотреть на любом экране, но в случае с веб-сериалами речь действительно может идти о банальной трате ресурсов. Нужно понимать, что формат определяет в том числе и ритм - нет времени на долгие пейзажные планы, нужно рассказать историю как можно быстрее, потому что ее будут смотреть на экране смартфона по дороге на работу. На каждый кадр есть несколько секунд. Но это вовсе не означает, что будет потеряно качество и обесценится, допустим, операторская работа. 

Ж.: Кино - это прежде всего определенный язык, который был позаимствован телевидением - и адаптирован под телевизионный формат. Язык веб-сериалов вдохновлен в свою очередь именно языком тв-сериалов, а, следовательно, и кино. Так что в плане изображения и операторской работы здесь вряд ли можно говорить о революции - все изменения и отличия лежат в плоскости сторителлинга. Надо помнить, что, снимая веб-сериал, ты работаешь для другого экрана, того, что между экраном кинотеатра и экраном телевизора. 

Netflix совершил революцию. Сериалы, выпущенные на этой онлайн-платформе, например, "Карточный домик" - то есть по сути веб-сериалы - выигрывают телевизионные премии. Как вы к этому относитесь, и что это значит для индустрии веб-сериалов в целом?

М.: Все дело в стратегии, которую ты выбираешь, начиная работать над своим веб-сериалом. Некоторые сразу ставят цель - попасть на ТВ, то есть снять веб-сериал, который станет своего рода презентацией идеи и потом будет переснят для телевидения. В Америке такое происходит сплошь и рядом, в Европе пока не так активно. 

Ж.: Есть такое понятие, как поп-культура - это то, что всех нас объединяет, коллективное бессознательное. И веб-сериалы должны стать ее частью, частью этого пузыря. Быть в одном контекстном поле с кино, сериалами, комиксами. 

Многие кинорежиссеры начинают с короткометражек, с которыми их замечают на фестивалях и которые открывают им путь в большое кино. Веб-сериалы в этом смысле можно сравнить с короткометражками? Можно ли назвать фестиваль веб-сериалов стартовой площадкой для их создателей? 

М.: Я всегда предупреждаю авторов, что писать для интернета и для, допустим, телевидения - разные вещи. И хороший веб-сериал вовсе не является стопроцентным доказательством того, что у его создателя получится хороший тв-сериал. Но можно, безусловно, обратить на себя внимание, заявить о себе.

Веб-сериал - это отличный способ показать, что ты умеешь. 

Ж.: Разница в том, что короткометражку, с которой ты разъезжаешь по фестивалям, увидят только гости этих фестивалей. И можно упустить массу возможностей. А в случае с веб-сериалами твоя работа лежит в интернете и аудитория не ограничена теми, кто приезжает на фестиваль веб-сериалов - хотя фестивальные показы тоже очень важны. Но у тебя вместе с тем есть неограниченные возможности. Я знаю реальную историю про режиссера, выкладывавшего свой веб-сериал в интернет и однажды получившего по почте чек на несколько тысяч долларов от какого-то итальянца, которому так понравился сериал и который так хотел его продолжения, что решил его лично проспонсировать. 

Берлинский фестиваль веб-сериалов прошел уже в третий раз - что изменилось со времен первого? 

М.: Изменилось многое, мы сильно выросли, хотя не скажу, что сам фестиваль по своей форме стал каким-то другим - мы все также ищем все новое, мы все также остаемся открыты для всех и каждого и не делим людей на вип-персон и простых смертных. Здесь все на равных, можно подойти к любому с любым вопросом. Но, конечно, мы не можем игнорировать тот факт, что рынок растет - мы и сами способствуем этому росту. На первом фестивале нас было несколько человек в крошечной комнате, в прошлом году - в два раза больше, в этом - еще в несколько раз, так что потребовалась новая площадка. Но как бы мы ни росли, как бы ни увеличивалось количество зрителей и площадок, единственное, что я хочу сохранить - атмосферу, в которой нет лучших и худших, можно подойти к любому. Все находятся в одной комнате – режиссеры, актеры, сценаристы, операторы, продюсеры, дистрибьюторы. Все вопросы решаются и обсуждаются сообща, и это, я надеюсь, идет на пользу индустрии. Я зову это «неформальным кинорынком».

Эта атмосфера очень соответствует тематике фестиваля, ведь в интернете, по сути, все действительно равны, и ты можешь обратиться к любому. Вопрос в том, удастся ли сохранить ее, если фестиваль будет расти, а людей и площадок будет становиться больше?

М.: Лично для меня очень важно сохранить именно такую атмосферу, потому что сама я не люблю мероприятия, где есть разделение на вип и не вип и где ты не можешь просто так подойти к режиссеру, актеру или продюсеру. Даже если все эти звезды смотрят кино с тобой в одном зале, буквально на соседнем кресле. Для кинематографистов, как и для зрителей, как мне кажется, очень важно неформальное общение.

Ж.: Даже здесь мы встречаем режиссеров, у которых есть опыт работы, к примеру, над короткометражным кино и которые с удивлением говорят нам: «У вас тут совершенно другая атмосфера. На кинофестивале все живут в состоянии постоянного напряжения и соперничества, а тут мы все друзья». Создание такой атмосферы, конечно, требует усилий – и прежде всего уважения ко всем участникам процесса. Потому что все находятся в одной лодке.

М.: Поэтому, кстати, движение веб-фестивалей набирает обороты – они также сотрудничают друг с другом. Ты встречаешь разных людей на подобных фестивалях по всему миру, но все они часть одного большого сообщества. И если между кинофестивалями, как мы все знаем, существует конкуренция, то в случае с веб-фестивалями мы все в какой-то степени продвигаем друг друга и помогаем друг другу, и успех любого фестиваля автоматически становится и нашей победой – и победой всей индустрии.

А как насчет сотрудничества с кинофестивалями? Не думаете о том, что в рамках того же Берлинале можно было бы показывать веб-сериалы? Ведь телевизионные шоу сегодня попадают в программы почти всех крупных киносмотров.

Ж.: На данном этапе лично я считаю, что лучше проводить мероприятия, посвященные исключительно веб-сериалам – в этом их сила. Специальная программа в рамках кинофестиваля – это, конечно, здорово. И такие программы, если говорить, например, о телевидении, возникают потому, что люди начинают присылать все больше и больше подобных заявок, то есть то или иное явление становится невозможно игнорировать. Но я не уверен в том, что, если веб-сериал станет частью программы кинофестиваля, он получит необходимую долю внимания, рекламы со стороны фестиваля – то есть будут ли его рассматриваться на равных с фильмами и телесериалами? Я могу и буду рад ошибаться. Но на данном этапе, я уверен, на фестивале веб-сериалов должны говорить только о веб-проектах – как здесь, на Берлинском веб-фестивале, где все дискуссии и воркшопы посвящены исключительно интернету. Это может быть скучно для тех, кто занимается большим кино.

Но, как вы сами сказали, в какой-то момент такое явление, как веб-сериал невозможно будет игнорировать, как стало невозможно не замечать, как изменились телесериалы. Можно сказать, что коллаборация с кино – вопрос времени?

М.: Конечно, ведь мы в самом начале пути. Уже сейчас так много веб-сериалов – здесь, на фестивале, мы видим малую часть и, наверняка, не все самое лучшее. Иногда приходится принимать трудное решение и отказываться от заявок просто потому, что нет времени показать все – фестиваль идет всего два дня.

Ж.: А иногда у сериалов, которые нам присылают, попросту нет английских субтитров, так что мы можем оценить только визуальную часть, но не имеем права включать его в программу, если не понимаем, о чем говорят персонажи и не можем оценить сценарий. Так что мой совет всем – делайте английские субтитры, ведь это даст гораздо больше возможностей для дистрибьюции сериала, его смогут посмотреть в разных странах.

На любом кинофестивале, как правило, можно проследить, какие тренды существуют на данный момент в индустрии. Вы можете сказать, что сейчас интересует создателей веб-сериалов и как их интересы поменялись за последние несколько лет?

Ж.: Десять лет назад действительно были тренды. В 2008, например, в сети одновременно вышли около 20 зомби-сериалов, в разных странах и во всех возможных жанрах, от экшена до мелодрамы. Несколько лет назад была мода на драмеди. Сейчас, на мой взгляд, гораздо больше разнообразия. 

Авторы стараются быть как можно более непохожими на кого-либо, искать уникальные истории – в том числе и потому, что понимают, как их много, как сложно не повторяться и как в этом случае важно создавать что-то особенное.

М.: Большинство заявок – все равно комедии. Но количество работ, снятых в других жанрах увеличивается с каждым разом. Потому что дистрибьюторы и продюсеры также заинтересованы в чем-то оригинальном, даже вызывающем, в сложных драматических историях. Поэтому появляются сериалы, которые сильнее воздействуют на зрителя на эмоциональном уровне, в которых есть внутренне напряжение, триллер с настоящим саспенсом. Комедии никуда не делись, но разнообразия и правда стало больше. В прошлом году было много мокъюментари, в этом - не так уж и много.

То есть можно сказать, что авторы стали смелее выражать собственные идеи?

М.: Они поняли, что смогут найти своего зрителя. Каким бы ни был их веб-сериал, кому-то он обязательно понравится - это же интернет.

А какие проблемы сейчас есть у индустрии веб-сериалов?

Ж.: У телевидения есть каналы, у кино – кинотеатры по всему миру. Веб-сериалам не хватает площадок для дистрибуции. Притом, что самих сериалов снимается огромное количество по всему миру, то есть предложение велико. Хорошая новость заключается в том, что каждую неделю мы слышим о появлении все новых, и новых подобных площадок. Но проблема все еще есть. Основными инвесторами в Европе по-прежнему остаются крупные компании. Но нужны и частные инвесторы, чтобы индустрия зарабатывала, иначе она просто не сможет выжить.

М.: На мой взгляд, проблема еще и в том, что непонятно, какая бизнес-модель в этом случае сработает. Захотят ли зрители, допустим, платить за подписку ежемесячно, или за каждый просмотр отдельно, или вовсе смотреть бесплатно, но отдавать деньги за то, чтобы смотреть веб-сериалы без рекламы?

Как заработать деньги – это главный вопрос этой и любой другой индустрии.

 Ж.:  Приносит ли индустрия веб-сериалов деньги в настоящий момент? Конечно, нет. Потому что пока нет работающей бизнес-модели. Поэтому так хорошо и важно, что появляются различные платформы для дистрибуции этого продукта, они испытывают на себе разные пути развития, один из которых может в итоге помочь всем. Нужно время. Все забывают, что телевидение не приносило никакого дохода в первые 10-15 лет своего существования, оно, наоборот, требовало бесконечно инвестиций, хотя бы даже в оборудования – установка антенн стоила огромных денег. Ко всему прочему люди совершенно не верили в телевидение и в то, что оно выживет. Так что призываю всех успокоиться и дать нам время. 

Беседовала Наталия Григорьева

ЕЩЁ

Новости: YouTube погрузился в новости: на борьбу с фейками выделено $25 млн
10/07/2018
Новости: Фонд поддержки регионального кинематографа открывает прием заявок на создание документальных фильмов
17/03/2022
Новости: Вконтакте поменяла логотип, шрифт и дизайн компьютерной версии
09/10/2020
Новости: Руководитель Disney+ возглавит TikTok
19/05/2020


Новости: «Гоголь-центр» выпустил новогодний мюзикл «Five минут». Смотреть на Кукушкина!
30/12/2020
Новости: «Текст», «Шторм» и «Эпидемия» стали лауреатами Премии АПКиТ
31/05/2020
Новости: Сериал «Шерлок в России» с Матвеевым и Мишуковым выйдет на START 22 октября
07/09/2020
Новости: Джошуа Джексон и Риз Уизерспун сыграют в сериале Hulu «И повсюду тлеют пожары» по бестселлеру Селесты Инг
25/05/2019