НОВОСТИ |
Создатель символов войны: видеоистория фронтового оператора Владислава Микоши |
|
02/07/2020 |
|
Новая серия документального интернет-проекта «Как снимали войну», созданного Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру», посвящена фронтовому оператору Владиславу Микоше, создавшему кадры, ставшие символами войны. Микоша запечатлел на пленке бои за Севастополь и Керчь, освобождение Кубани, Новороссийска, Тамани. Снимал восстановление Сталинграда и стал свидетелем подписания Японией капитуляции и окончания Второй мировой войны. Помимо непосредственно сражений, он фиксировал и обычную жизнь горожан в военное время. Кадры, сделанные им в Сталинграде, вошли в золотой фонд кинодокументалистики.
Как отметил режиссер фильма Артур Анаян, Владислав Микоша создавал яркие и сильные художественные образы в своей кинолетописи. Так, например, в освобожденном Сталинграде он снял, как молодые девушки умываются, чистят зубы и идут на работу. Но вместо лестницы, по которой они спускаются из своего вагончика, у них приспособлено крыло подбитого немецкого самолета, и женские каблуки цокают по фашистскому кресту. «Для меня работа над этим проектом — это возможность отдать дань памяти тем, кто не просто снимал хронику, но фиксировал для нас, для потомков одну из самых трагичных историй человечества. Каждый из операторов — герой, потому что, зачастую, им приходилось снимать в полный рост там, где другие прятались в окопах, бежать в атаку без автомата или прыгать с парашютом, не имея никакой подготовки, и все это ради нас, зрителей», - указал Анаян. Документальный проект «Как снимали войну» представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов. |