DigitalReporter.Ru

ЛАЙФХАК

«Марта»: как создавался первый российский веб-сериал о влюбленной в пользователя операционной системе
01/06/2021

Отношения людей и технологий все чаще становятся сюжетами популярных фильмов и сериалов, однако за чувственную составляющую – по крайней мере на первых этапах развития подобных сюжетов – отвечают в первую очередь люди. Создатели российского веб-сериала «Марта» –  Лиза Муха и ее муж Кирилл Попович – пошли несколько иным путем. В результате получился первый отечественный проект о том, как операционная система в ярком воплощении актрисы Лукерьи Ильяшенко влюбляется в пользователя и, как настоящая женщина, проходит все стадии неожиданно вспыхнувшего чувства. В отличие, кстати, от мужчины-пользователя в исполнении Игоря Титова, артиста Мастерской Брусникина и автора проекта «Джавид Гагулов». Наблюдать за высокотехнологичным развитием отношений зрители могут уже с 1 июня на YouTube, а пока выясняем у Лизы Мухи, как родилась идея этого проекта, легко ли было уговорить актеров сниматься бесплатно и какое будущее может быть у веб-сериальной «Марты».

«Где-то 2,5 года назад у меня родилась идея женских монологов, но я их не писала, а надиктовывала во время прогулок, получался такой аудиформат на пару минут. Тогда я еще не знала о существовании веб-сериалов и пришла к Кириллу с идеей – как было бы здорово сделать многосерийный проект, каждый эпизод которого длится 3-5 минут максимум. Он покрутил пальцем у виска и сказал: «Кому это надо?!». А через пару месяцев мы с ним случайно попали на премию в области веб-индустрии в Москве, ее вел Иван Ургант, и Кирилл сказал: «Это же то, о чем ты мне говорила!» Вот так все совпало и я стала продумывать веб-сериал, а мы вместе с Кириллом начали искать деньги, чтобы его реализовать», – говорит Лиза Муха.

Первоначальный «женский» замысел никуда не делся, но в итоге трансформировался в такую технологичную историю – будто бы фильм «Она», только наоборот. Лиза, впрочем, отмечает, что картину Спайка Джонза не стоит считать в полном смысле референсом для «Марты», все-таки для звуковой героини Скарлетт Йоханссон персонаж Хоакина Феникса был одним из миллионов пользователей, а у российской Марты он – один на миллион. Искусственный интеллект в данном случае в прямом смысле обретает плоть и кровь, причем именно актуальную женскую.

«За счет того, что я увлекаюсь психологией, мне всегда интересно копаться в чувствах, эмоциях, причинах, потому что чаще люди видят именно их следствие. Сейчас много говорят о том, что мужчины – плохие, а женщины – хорошие, я так не считаю. Суть в том, что мужчины и женщины по-разному испытывают весь спектр эмоций, особенно когда дело касается влюбленности. И мне было важно показать женское мироздание, мироустройство, потому что на российском рынке на данный момент, как я считаю, все еще очень мало внимания уделяется женщинам, речь по-прежнему чаще идет о мужских персонажах», – уверена постановщица.

Кирилл Попович и Лиза Муха

Для Лизы Мухи – продюсера и редактора телевизионных и онлайн проектов, в частности, интернет-канала «Minaev live», сотрудничавшей с крупными, в том числе международными продакшнами, – «Марта» стала режиссерским дебютом. И именно формат веб-сериала, который она стала изучать уже не только как зритель, но и как постановщик, позволил прокачать нужные «скилы». Не только в плане постановки, но и в плане продюсерских навыков.

«Кирилл поначалу мне говорил, что русскому человеку нужна драма, что мы в «Марте» раскрыли не все линии, а я сразу считала, что в маленьком хронометраже сделать это невозможно. Мне было понятно, что веб-сериалы не про какую-то «звягинщину», супердраматичность и глубокое копание, здесь важно рассказать историю, передать мысль и, по возможности, снабдить это юмором, который тоже очень важен», – отмечает Лиза.

«Марту», впрочем, классическим веб-сериалом и не назовешь. В ней сочетается не только короткий формат, яркая и актуальная история, но и небанальный визуальный ряд, отсылающий к видеоарту. Без юмора тоже не обходится – за него отвечает рассказчик или рассказчица в исполнении блогера Стаса Круглицкого, он же популярная Сантана.

«Я считаю, что «Марта» – это некая притча, которую можно по-разному толковать. На поверхности лежит история, связанная с операционкой, и можно, конечно, прочитать мораль, что мы зависим от смартфонов так, что они могут разрушить нашу жизнь. Но есть здесь и гендерная линия, как раз касающаяся эмоциональных различий мужчин и женщин. Мы долго думали, как визуально объединить эти две тематические части. Сначала сняли блок, касающийся «операционки», посмотрели его и подумали, что это слишком технологично, хочется дать зрителю больше истории. Я очень люблю, когда в кинопроизведении есть линия рассказчика, с которой всегда можно экспериментировать, как, например, это сделал Уэс Андерсон в «Королевстве полной луны». Так мы решили, что рассказчиком может быть Сантана, в чьем женском амплуа выступает мужчина Стас Круглицкий, и, соответственно, он может вести эти две гендерные линии. Потом к нам присоединился Левандовский из группы Скриптонит, потому что мы поняли, что в сериале должна нон-стоп играть музыка, так как сейчас редко увидишь людей, которые сидят в тишине – даже дома многие сидят и слушают музыку в наушниках. И уже финализировал всё Егор Панковский, который ведет популярный YouTube-канал о монтаже, – благодаря ему мы максимально добавили искусства в виде графических эффектов в духе фильтров «Инстаграма», мы же сейчас все присылаем друг другу видео с этими наложениями в виде условных сердечек», – рассказывает режиссер.

Вся группа – а помимо уже упомянутых артистов в веб-сериале сыграла также актриса и телеведущая  «Пятницы» Валерия Дергилева, – кстати, работала бесплатно. И здесь ребятам помогло личное обаяние. 

Кадр из веб-сериала "Марта"

«Актерам мы писали личные сообщения в соцсетях, просили о встрече, влюбляли в себя и все соглашались. Все, кроме Игоря Титова, снимались один день – в принципе, найти в графике такой день вполне реально. Игорь снимался два дня, но так совпало, что в этот момент он не был занят в театре, поэтому согласился поучаствовать в нашем проекте. Стасу мы тоже написали, но у него 2 млн подписчиков, и понятно, что это вдолгую, так что я нашла контакт его менеджера, они согласились с нами встретиться, на этой встрече я рассказала его психоматрицу по нумерологии и он согласился. Да, мы только по психоматрице людей и берем в команду», – смеется Лиза Муха.

Она признается, что общие знакомства, конечно, упрощают коммуникацию, но это не означает, что все решают только связи.

«Иногда можно просто посмотреть фильмографию актеров и актрис и понять – может быть, твой сценарий, твоя идея их заинтересуют, потому что в таком амплуа они еще себя не пробовали. Лукерью заинтересовала наша идея, Стасу было интересно попробовать себя в околокиношном продукте. Так что все так совпало. Но и способ предложить какой-то прикольный продукт, помимо этого проекта, тоже работает. Если ты красиво фотографируешь, то можешь предложить фотосессию, если разбираешься в психоматрице, то можешь предложить ее, если умеешь красиво рисовать, то можешь нарисовать портрет и этим очаровать. Мы же все люди! Когда я давным-давно работала на телевидении, меня часто отправляли к большим звездам, и я в какой-то момент спросила, почему именно меня к ним отправляют. И главный редактор мне сказал, что это потому, что я отношусь к ним, как к обычным людям. Так и происходит контакт – они могут и поплакаться, и что-то посоветовать, рассказать, потому что у них такие же прихоти, как у любого другого человека. И им тоже скучно – у них же бывает наплыв однотипных ролей, хочется чего-то свежего, работы, в которой они смогут себя как-то круто проявить, – так, что потом придут большие продюсеры и предложат им что-то новенькое», – уверена режиссер.

Кадр из веб-сериала "Марта"

Классный кастинг – по мнению Лизы, залог успеха. Хотя она признается, что этап препродакшна они прошли слишком быстро, всего за 10 дней, – торопились подстроиться под актерский график. И уже на этапе производства на помощь пришла съемочная команда, также собранная в основном из друзей и работавшая на веб-сериале бесплатно.

«У нас было три съемочных дня. Первый мы снимали с Лукерьей, которая, конечно, богиня. Хотя сама смена была очень жесткая, потому что практически 20 человек были в одной комнате и мы из угла в угол ходили на протяжении 16 часов. Но уже тогда к нам присоединились наши друзья, потому что вдвоем с Кириллом мы бы не справились, хотя всю визуальную часть разрабатывали именно мы, а друзья готовы были все это реализовывать, потому что на креатив уже просто не было времени. Мы подбирали локации, образы. Причем там есть один мой любимый образ Лукерьи, где она в лейкопластыре, и он поначалу так сливался с лицом, что вообще ничего было непонятно. Таких эксцессов было немало, но мы со всеми справились. Еще мы долго искали для Марты костюм – хотелось чего-то яркого, неземного, но при этом универсального, чтобы это не походило на женское самолюбование в разных платьях. В итоге нужный костюм нам предоставила девушка, которая работает с Zivert, уж не знаю, выступала ли в нем сама певица, но нам он очень подошел. Понимаю, что все это звучит, как сказка, но я верю, что если ты идешь своей дорогой, то все может складываться именно так», – говорит Лиза Муха.

Вместе с ней и Кириллом постоянно на площадке работал только оператор Игорь Скорынин, тоже их близкий друг. А монтировали проект Лиза с Кириллом вдвоем – причем так, что чуть не развелись, как признается с улыбкой режиссер. На помощь как раз тогда и пришел Егор Панковский, которому они тоже написали в соцсетях – и выяснилось, что он давно следит за их творчеством.

Кадр из веб-сериала "Марта"

Безусловно, несмотря на отсутствие каких-либо гонораров, производство даже веб-сериалов – дело затратное. Ребята из собственного бюджета выделили на продакшн 150-200 тысяч рублей, бюджет, по меркам сезона и визуального ряда, микроскопический.

«Конечно, я бы сделала больший хронометраж, если бы позволяли деньги. Все-таки идеальным форматом я считаю 10-15 минут, как в «Миллионере из Балашихи», очень крутом веб-сериале от Zebra Hero. Это как раз то время, за которое можно позавтракать или доехать на метро до нужной точки», – говорит Лиза Муха.

Тем не менее на «Марте» останавливаться на веб-сериалах она не собирается – и уже сейчас они вместе с Кириллом думают о других проектах в этом же формате. Кроме того, развитие видит Лиза и в самой «Марте» – это может быть и полнометражный фильм, и сериал с увеличенным хронометражом, в том числе подходящий и для телеформатов (жизнь Марты, уверена режиссер и автор идеи, может быть разножанровой и насыщенной – не останавливаться же ей на одном пользователе), и даже для продажи смежных продуктов. Есть же у «Сбера» Афина, а у «Яндекса» Алиса, Марта готова им дать фору.

Для показа «Марты» Лиза с Кириллом выбрали самую большую площадку YouTube, но, с одной стороны, призывают пользователей не относиться слишком серьезно к их проекту (см. выше про иронию), а с другой – очень надеются на профессиональные отзывы, а вовсе не на количество просмотров.

«Мне важно качество. Бывает, видео набирает очень много липовых просмотров, а какой-то вовлеченности аудитории и фидбэка от нее – практически нет. Конечно, мы расстроимся, если вдруг люди совсем не поймут наш веб-сериал. Будет нечестно, если я скажу, что нам все равно. Но мне очень хочется, чтобы собралась какая-то группа людей, которая бы прощупала нашу экспериментальную форму и ее оценила. Эмоционально, конечно, я буду переживать по поводу каждого негативного комментария, но я уверена, что с негативом в интернет люди приходят не только из-за качества продукта, зачастую они просто вымещают тут свои эмоции. Поэтому я собираюсь отвечать на все комментарии, причем с юмором, которого мне, надеюсь, хватит, чтобы как-то раззадорить наших зрителей», – заключает Лиза Муха.

 

Маша Токмашева

ЕЩЁ

Новости: Веб-сериал «Изи Катка 2» рассказал о женском мире киберспорта
16/11/2021
Новости: Hulu провел «Исследование Касл-Рока»
22/07/2018
Новости: Netflix теперь владеет правами на экранизацию всех произведений Роальда Даля
22/09/2021
Новости: Okko покажет, что делают Чиповская и Ендальцев «Взаперти»
15/06/2020


Новости: ТВ-3 объявил о старте нового хоррор-акселератора
30/08/2021
Новости: Инвесторы хотят свергнуть Цукерберга с поста главы Facebook
27/06/2018
Новости: Netflix переманил в свою команду вице-президента 20th Century Fox Television
24/08/2018
Новости: На праздниках подписчики Okko посмотрели в среднем по 11 фильмов, сериалов и матчей
14/01/2021