DigitalReporter.Ru

ЛАЙФХАК

Береги персональные данные смолоду: как тестики довели Facebook до падения акций, а Америку - до Трампа
23/03/2018

По всей Москве одно время висел плакат - детский рисунок, победивший в конкурсе Роскомнадзора, на котором была изображена маска Гая Фокса и лицо ребенка в мониторе, надпись на постере гласила - «Береги персональные данные смолоду». Номер телефона, фотографии, местоположение и другие подробности уже тяжело назвать личными данными - всем этим пользователи самостоятельно делятся с соцсетями, которые тщательно берегут эти данные и обещают никому не отдавать. Однако существует огромный массив данных, которые рассказывают о пользователях намного больше, чем их адреса и электронные почты.

Обычно такие данные никто не воспринимает всерьез. Пройдя несколько тестов из разряда «что тебя вдохновляет», «как ты будешь выглядеть в старости» или «при смене пола» и разрешив таким образом доступ к своей социальной сети, пользователь дает возможность проанализировать всю информацию о себе - лайки, предпочтения, поведение, посты, а заодно и открывает доступ к своим друзьям. Казалось бы, такая информация итак доступна сама по себе и ничего не дает, но, окажись она в нужном объеме и в правильных руках, ход истории может быть изменен.

Почему Facebook запускает платную подписку? >>

Социальная сеть Facebook оказалась в центре крупного скандала, который не только привел к репутационным потерям, но и обрушил акции корпорации таким образом, что за несколько дней ее стоимость упала на 500 миллиардов долларов. А разгорелся он из-за информации об утечке персональных данных - тех самых незначительных деталей, которые попали к компании Cambridge Analytica, занимающейся социальной инженерией.

Расследование The New York Times, The Guardian и еще нескольких крупных англоязычных изданий показало, что в 2014 году компания Cambridge Analytica совместно с психологами Кембриджского университета, среди которых ученый российского происхождения Александр Коган, получила доступ к данным 50 миллионов пользователей Facebook. Прикрываясь научными целями, Коган разработал психологический тест, который пользователи проходили, получали за это деньги, но одновременно открывали доступ к своим страницам и страницам своих друзей. Ученому удалось собрать 270 тыс. анкет, остальным миллионам пользователей просто повезло с друзьями, которые согласились отдать информацию авторам опроса.

Согласно расследованию, Cambridge Analytica сотрудничала с избирательным штабом Дональда Трампа, который, как принято считать, победил на выборах во многом благодаря кампании в социальных сетях. Данные также применялись для лоббирования в интересах Брекзита в Великобритании, кампания за него активно велась в соцсетях.

Правильно проанализированные данные о поведении, привычках и лайках миллионов пользователей открывают возможность для микротаргетирования, то есть для сужения круга адресатов той или иной рекламы. Например, удалось установить, что пользователи, которым нравятся страницы шоколада KitKat и спортивного бренда Nike, не очень дружелюбно настроены по отношению к Израилю. И такая информация, о которой сами пользователи даже не подозревают, открывает гигантские возможности для манипулирования общественным мнением, по сути показывая людям то, что они хотят видеть.

Создатель и глава Facebook Марк Цукерберг отреагировал на происшествие, признав, что Cambridge Analytica получила данные, но сделала это нечестным путем. Он заявил, что впредь все получающие личные данные компании будут подвергаться жесткому аудиту, в том числе и сама Cambridge Analytica. Кроме того, пользователям наглядно будут показывать, какие данные и кому они предоставляют.

Однако сама социальная сеть занимается примерно тем же самым - пользователям регулярно предлагают оценивать рекламу, чтобы показывать то, «что действительно важно и интересно». Конечно, такая реклама менее назойлива и даже вызывает интерес, но заканчивается тем, что пользователь считает необходимым купить то, о чем несколько недель назад даже и не думал. Эксперты также не раз отмечали, что если при открытом на смартфоне приложении Facebook обсудить какой-либо гаджет, то спустя некоторое время можно увидеть его рекламу.

Ужесточение политики YouTube: цензура или победа рекламодателей >>

Ключевое звено этого скандала, кончено, президент Трамп, избрание которого вызвало негодование у демократической части американского общества и аналогично настроенных СМИ. В 2012 году журнал Time писал, что во время кампании Барака Обамы применялись схожие методы привлечения молодой аудитории, пользователи ставили приложение, давали доступ к контактам и так далее. Однако тогда это было названо прорывным методом ведения избирательной кампании - в Facebook не стали раздувать из этого скандал, так как многие и сами поддерживали Обаму.

На этой волне в соцсетях началась акция #deletefacebook или #удалифейсбук - пользователи призывают удалять аккаунты и делятся инструкциями, как правильно это сделать. Но потерянные личные данные назад не вернешь, как не исправишь и последствия их утери и уж тем более не отучишь людей проходить очередные тесты и опросы. Лучше бы пользователи распространяли хештег #берегиперсональныеданные и рассказывали о сетевой безопасности.

Глеб Ольховой

ЕЩЁ

Новости: «Кинопоиск» снял «Великий Русский Фильм» по комментариям в соцсетях
29/08/2019
Новости: Гаспар Ноэ снял откровенную короткометражку для Saint Laurent о лете 2021 года
31/12/2020
Новости: Минкультуры намерено собирать данные о просмотрах в онлайн-кинотеатрах
22/11/2019
Новости: В Китае снимают аниме-сериал о Карле Марксе. Школьники уже готовятся косплеить
22/12/2018


Новости: MTV запустит интерактивное игровое шоу на Facebook Watch в Великобритании
17/02/2019
Новости: Иван Гродецкий покинул пост гендиректора онлайн-кинотеатра Okko
06/03/2020
Новости: Хелен Миррен выругалась на Netflix, хоть и призналась, что любит его
06/04/2019
Новости: Экспансия в Британию: Netflix взялся за экранизацию «Семи смертей Эвелины Хардкасл»
16/12/2020