РЕЦЕНЗИИ

«Кармилла»: как веб-сериал про вампиршу-лесбиянку стал полнометражным фильмом
29/10/2017

Не все продюсеры, режиссеры, актеры, даже зрители сегодня готовы всерьез рассматривать веб-сериалы как новый и революционный видео-формат. Для тех, кто все еще игнорирует интернет-кино и не знает, зачем его снимать, существует наглядный пример, отвечающий практически на все вопросы, – проект «Кармилла».

Пять причин снять веб-сериал >>

Все началось в 2014 году, когда на YouTube-канале канадского подросткового журнала Vervegirl (позже проект переехал на KindaTV) состоялась премьера веб-сериала «Кармилла» – снятой с одной статичной камеры вольной экранизации одноименного готического романа Шеридана Ле Фаню при поддержке компании Kotex. Действие сценаристы во главе с Джордан Холл перенесли в наши дни, оставив без изменения место действия, имена некоторых персонажей и любовную линию – и добавив огромное количество мистики и фантастики. Главная героиня Лора (Элиз Бауман) – первокурсница факультета журналистики вымышленного университета Сайлас в реальном австрийском регионе Штирия. В качестве учебного проекта Лора заводит что-то вроде видеоблога, где рассказывает (сидя перед веб-камерой, а на самом деле перед камерой реальной) об университетских событиях – например, о внезапном исчезновении соседки Бетти и появлении на ее месте загадочной и неприветливой Кармиллы (Наташа Негованлис), которая пропадает по ночам, спит до обеда, носит только черное и… пьет кровь. Появление Кармиллы запускает череду невероятных событий: в течение трех сезонов веб-сериала Лора и ее друзья сражаются с вампирами, призраками, полубогами и богами, сотни раз погибают и восстают из мертвых, открывают порталы в другие измерения и закрывают врата ада. За это время отношения Лоры и Кармиллы неоднократно проходят путь от ненависти до любви и обратно, а на долю девушек выпадают испытания, которые и не снились героям саги «Сумерки».

«Кармилла» не так уж далека от реальности, если в сериале, который состоит из трех сезонов по 36 серий длинной от 3 до 7 минут в каждом, увидеть глобальную метафору происходящего с представителями ЛГБТ-сообщества в современном мире, еще не избавившемся от множества предрассудков. Конечно, тот факт, что главные героини – девушки-лесбиянки (и не они единственные) играет важную роль, однако цель авторов видится скорее в простом желании создать нечто жанровое, захватывающее, предельно зрительское и по форме, и по содержанию, при этом разнообразное на уровне героев. Отличающихся не только по цвету кожи – этого многим до сих кажется достаточным. Авторы соблюдают драматургические законы, формально выбирая для персонажей типажи – чистюля, ботаник, недалекий качок, спортсменка, – но делают характеры более глубокими и неоднозначными, развивающимися по ходу действия, но остающимися узнаваемыми и «близкими к народу», к зрителю. Не важна ни раса, ни пол, ни сексуальные предпочтения – даже в современном мире, где стираются любые границы, нет ничего важнее любви.

Простую по своей сути идею авторы оформили в весьма изобретательную форму – при этом очевидно не дорогую в производстве (этим по сути и отличаются веб-сериалы). Камера статична и не покидает одного помещения в течение сезона – иногда, разве что, меняется угол съемки. Многое происходит за кадром, в том числе многочисленные сверхъестественные события, о которых зритель узнает в пересказе героев и которые не требуют соответственно затрат на спецэффекты, грим и костюмы. Зато эффект этот прием, возникший, возможно, в целях экономии, производит весьма внушительный, создает интригу и заставляет работать воображение. К третьему сезону, когда сериал уже превратился в хит не только в Канаде, но и в остальном мире, а производственный бюджет, выделяемый Kotex, существенно пополнился за счет пожертвований фанатов, создатели смогли позволить себе увеличить количество локаций и добавить графику и прочую красоту – впрочем, только в самые кульминационные моменты. Большая часть сериала сохранилась в прежнем виде. К 2017 году его посмотрели более 70 миллионов человек. На трех сезонах история не закончилась. В 2016 году авторы объявили о создании полнометражного художественного фильма «Кармилла», и поклонники с удвоенной силой бросились «скидываться» на съемки. Краудфандинговая компания оказалось успешной. 26 октября 2017 года в кинотеатрах Канады показали получившуюся картину. А сразу после премьеры на большом экране (фильм не вышел в прокат, а был предназначен для единичного кинотеатрального показа), стал доступен для просмотра на различных платных онлайн-площадках.

Нельзя не отметить, что результат оказался весьма разочаровывающим – полнометражная «Кармилла» проиграла веб-сериальной по многим параметрам. Для большого экрана та же команда сценаристов, режиссеров и продюсеров придумала самостоятельную историю, действие которой происходит через пять лет после событий третьего сезона сериала и в ходе которой знакомые герои во главе с Лорой и Кармиллой возвращаются в Штирию, чтобы окунуться в настоящий готический ужас старинного замка с приведениями – и окончательно разобраться с трагическим прошлым Кармиллы. История не сильно отличная от тех, что были в сериале, но снятая более профессионально, дорого и красиво с технической точки зрения – и оттого утратившая все свое обаяние. На экране – сентиментальная, наивная, даже примитивная сказка, не страшная, ничуть не интригующая, банальная и приторная. Пускай и с постельной сценой – даже она, надо заметить, выглядит максимально целомудренно.

Впрочем, в случае с «Кармиллой» художественная ценность фильма не так важна – значение имеет сам факт его появления. Феномен «Кармиллы» должен послужить мотивацией для многих начинающих режиссеров, которые придумали идею, но испытывают сложности с ее осуществлением из-за банального отсутствия денег. Интернет не требует огромных затрат, и потому может стать идеальной стартовой площадкой. Конечно, это вовсе не означает, что любой киносценарий можно с легкостью превратить в сценарий веб-сериала – совсем наоборот. Законы жанра и формата необходимо учитывать и уважать. И в этом смысле история «Кармиллы» – еще и поучительный урок. Окрыленные успехом авторы веб-сериала пошли проторенной дорожкой, сделав ставку исключительно на уже сложившуюся аудиторию и даже не подумав о привлечении новой. Фильм «Кармилла» может хоть как-то понравиться разве что фанатам, остальным – не знакомым с предысторией – ровным счетом не за что будет зацепиться, не спасет даже однополая любовная линия. Впрочем, учитывая количество просмотров сериала и внушительную армию фанатов Лоры и Кармиллы, авторы могут рассчитывать на неплохую кассу – и на то, что однозначно войдут в историю веб-сериалов.
 

Наталия Григорьева

ЕЩЁ

Новости: Авторы YouTube-каналов смогут устанавливать платную подписку
22/06/2018
Новости: Netflix делает ставку на Азию: компания снимет 17 шоу и сериалов для Индии, Китая и Таиланда
08/11/2018
Новости: Netflix анимирует «Форсаж»
24/04/2018
Новости: Huawei сделал видеорекламу новых смартфонов вместе с художником Максом Гошко-Даньковым
11/06/2018


Новости: Apple снимет сериал вместе со Стивеном Спилбергом
19/10/2017
Новости: Hulu провел «Исследование Касл-Рока»
22/07/2018
Новости: «Игра престолов» и «Молодой папа» оказались самыми популярными на Амедиатеке
20/12/2017
Новости: «Доктор Майк» покорил YouTube, помогая подписчикам своими медицинскими советами
20/07/2018