DigitalReporter.Ru

ЛАЙФХАК

Выйти в офлайн. Все, что вы хотели знать про фестивали веб-сериалов, но боялись спросить
04/11/2017

Каждый год в мире проходит более четырех десятков фестивалей, посвященных интернет-кино. Несмотря на эту внушительную и, надо отметить, растущую цифру, у авторов и зрителей наверняка остаются вопросы – начиная с того, как все это устроено, и заканчивая тем, зачем вообще нужно показывать и смотреть на большом экране то, что предназначено для интернета и в большинстве своем и так доступно любому человеку. Постараемся ответить на эти и другие вопросы и рассказать о том, как устроены фестивали – на примере Марселя и Берлина.

Оба этих смотра являются, наряду с еще 17 аналогичными фестивалями, официальными участниками так называемого Чемпионата мира по веб-сериалам (Web Series World Cup). Победителям, призерам и номинантам каждого из них начисляются баллы (5 – за участие в конкурсе, 3 – за номинацию в отдельной категории, 10 – за победу), а веб-сериал, набравший за год большее количество очков, становится чемпионом. Именно это является одной из причин, по которой большинство проектов кочуют от фестиваля к фестивалю, в надежде на то, что даже участие может в итоге обернуться победой в общем зачете – знатоки советуют подавать заявки везде. Этот год еще не окончен, соревнование продолжается – в середине ноября пройдут тематические фестивали в Бразилии и Новой Зеландии – но уже есть промежуточные результаты.

Ко всему прочему, каждый из фестивалей веб-сериалов является не просто площадкой для демонстрации интернет-кино на большом экране, но и местом для встреч, знакомств, обмена опытом, поиска творческих соратников и бизнес-партнеров, одним словом, для делового общения участников глобального веб-движения – этакий продуктивный выход в офлайн. И это едва ли не самая важная причина для участия в веб-фестивале.

Берлин, 8-9 сентября 2017 года

К неприметной двери, расположенной с торца разрисованного граффити здания на одной из улиц спального района недалеко от Александерплац, потихоньку выстраивается очередь. Внутри, в темном зале с рядами стульев, барной стойкой и натянутым над сценой небольшим экраном, идет аккредитация на 3-й Берлинский фестиваль веб-сериалов – в 2017 году местом проведения смотра было выбрано арт-пространство Holzmartk25, расположенное на берегу реки с видом на телебашню и предназначенное для концертов, опен-эйров, фермерских рынков, кинопоказов и прочих культурных мероприятий. Тех, кто хоть раз бывал на одном из кинофестивалей – на том же Берлинале, – может поразить «размах» веб-фестиваля. Всего два дня, не больше тысячи посетителей, одна площадка, скромно спрятанная в полуподвальном помещении и «украшенная» разве что несколькими афишами. Впрочем, такую полудомашнюю атмосферу организаторы создают и берегут вполне осознанно. Отсутствие кастового деления на вип-гостей, звезд, журналистов, простых зрителей, во-первых, полностью соответствует самому духу интернета, во-вторых, дает возможность авторам веб-сериалов не только показать свои работы потенциальным продюсерам, дистрибьюторам и инвесторам, но и лично пообщаться с ними в неформальной обстановке и обменяться контактами. Те же правила действуют и для прессы, и для поклонников веб-сериалов, которые с легкостью могут или получить нужный для статьи комментарий, или просто познакомиться с создателями понравившегося сериала. Директор Берлинского фестиваля Мередит Беркхолдер называет это «неформальным кинорынком».

«Каким бы ни был веб-сериал, кому-то он обязательно понравится - это же интернет». Интервью с организаторами WEBFEST Berlin >>

При этом говорить о непрофессионализме в вопросах организации и составления программы не приходится – в конкурсе принимают участие более пяти десятков веб-сериалов, разделенных на категории по жанрам. Показывают по одной, максимум две серии – не всегда пилотные. Хронометраж большинства не превышает 15 минут, так что за день зрители успевают увидеть не один десяток эпизодов. В перерывах между показами проходят дискуссии, круглые столы, воркшопы – все посвящены исключительно интернету, и, если не всегда полезны и исчерпывающи в своей содержательной части, то по крайней мере знакомят присутствующих с важными «игроками» индустрии. К каждому из которых, напомним, можно смело подойти в частном порядке в любое удобное время – вряд ли кто-то откажется от общения. Что касается призов, то в Берлине их много – награждают победителей в каждой жанровой категории, вручают приз лучшему пилоту (единственный денежный), путевками на другие фестивали веб-сериалов отмечают подающие надежды проекты.

Лучшие веб-сериалы фестиваля в Берлине - посмотрите их прямо сейчас >>

Марсель, 19-21 октября 2017

Берлинский фестиваль в этом году прошел всего в третий раз, этот смотр можно назвать молодым даже в контексте в целом нового веб-сериального движения. Первый в мире фестиваль веб-сериалов состоялся в Лос-Анджелесе в 2010 году, следом за ним, в 2011-м, открылся смотр в Марселе – именно он в настоящий момент считается самым престижным мероприятием, посвященным интернет-сериалам. «Все хотят приехать в Марсель», – заявляет основатель фестиваля Жан-Мишель Альбер, с гордостью и небезосновательно. Марсельский фестиваль веб-сериалов, единственный из всех подобных фестивалей, полностью оплачивает приезд и пребывание всех участников – кроме самого двухдневного мероприятия, программа включает недельную сценарную мастерскую. Из более чем 500 заявок, поступающих ежегодно, организаторы отбирают в основной конкурс около 25 проектов, уделяя особое внимание жанровому и стилевому разнообразию. Именно поэтому, Марсельский фестиваль в итоге задает тренды на весь следующий сезон, открывает новые имена и новые страны на карте веб-сериалов. Именно здесь можно увидеть, пожалуй, лучшие сериалы года.

Секс, исповеди, гонки - о чем еще снимают веб-сериалы, показанные на фестивале Марселе >>

Отдельного внимания заслуживает обширная деловая программа. Так целая секция в этот раз была посвящена Франции – помимо тематических дискуссий, раскрывающих тонкости производства веб-сериалов в этой стране, отдельные французские проекты были объединены в программу, победителем которой с призом в 2000 евро стал сериал Beard Club про двух полицейских, разыскивающих убийцу бородатых женщин.

 

Открывался фестиваль мастер-классом сценариста Эда Соломона, автора таких голливудских блокбастеров, как «Люди в черном», «Ангелы Чарли» и «Иллюзия обмана». В остальные дни можно было послушать выступления вице-президента Warner Bros. Digital Лэнса Слоуна, продюсера компании «Марвел» Джеффри Коло, режиссера «99 франков» Яна Кунена, Джейми Бамбера – актера из «Звездного крейсера Галактика» и председателя жюри Марсельского фестиваля веб-сериалов 2017. Не все эти звезды, если быть честными, охотно делятся во время своих выступлений «секретами фирмы», но, как и в случае с Берлинским фестивалем, атмосфера позволяет пообщаться с каждым из гостей в частном порядке.

 

Марсельский фестиваль более привлекателен с точки зрения места проведения и обилия мероприятий (в том числе и развлекательных) в сравнении с более скромным (потому что более молодым) фестивалем в Берлине – местные власти, частично финансирующие это мероприятие, делают для этого все возможное. Сам фестиваль позиционирует себя как бизнес-площадку, однако говорить о том, что в Марселе работает некое подобие веб-рынка (по аналогии с кинорынками) все еще нельзя. Марсельский, как и любой другой из ныне существующих фестивалей веб-сериалов, с профессиональной точки зрения, остается местом для обмена контактами, заведения полезных знакомств, но не местом для открытого оформления серьезных сделок и заключения контрактов. Пожалуй, это то, чего движению фестивалей веб-сериалов не хватает на настоящий момент больше всего – ситуацию постарается исправить Российский фестиваль веб-сериалов, который впервые пройдет в мае 2018 года и представит не только программу показов и деловую секцию, но и первый настоящий рынок веб-сериалов.

Прием заявок на Web Festival Russia уже начался >>

Жоэль Бассажэ, Наталия Григорьева

ЕЩЁ

Новости: На Apple TV+ выйдет документальный сериал о лучших серферах
05/12/2020
Новости: «Гоголь-центр» устроит первую онлайн-премьеру
05/05/2020
Новости: Институт развития интернета выделит более 1,5 млрд рублей на поддержку 140 интернет-проектов
01/11/2021
Новости: Facebook запускает платную подписку и механизмы монетизации видео
22/03/2018


Новости: «Здесь каждый зритель выступает в качестве соавтора»: запустился Мобильный Художественный Театр
20/06/2019
Новости: Роберт Дауни-младший спродюсирует «Сладкоежку» для Netflix
13/05/2020
Новости: Huawei сделал видеорекламу новых смартфонов вместе с художником Максом Гошко-Даньковым
11/06/2018
Новости: «Даже Эскобар бы позавидовал нашим объемам»: Сбербанк запустил стендап-шоу с российскими предпринимателями
26/05/2019