DigitalReporter.Ru

НОВОСТИ

Фильмы в качестве улик: проект о фронтовых операторах восстановил хронику Нюрнбергского процесса
05/11/2020

Проект о фронтовых операторах «Как снимали войну» посвятил новый эпизод 75-летию со дня начала Нюрнбергского трибунала, который открылся 20 ноября 1945 года. Во время этого судебного процесса впервые в качестве доказательств преступлений немецко-фашистских захватчиков были представлены несколько фильмов, снятых во время войны.

Авторы проекта «Как снимали войну», проделав большую исследовательскую работу, смогли восстановить историческую цепочку событий того, как документальные кадры фронтовых операторов стали использоваться в качестве улик и позволили установить справедливость на крупнейших судебных процессах после Второй мировой войны. Именно это событие изменило отношение к профессии кинооператора, доказав ее историческую значимость.

Несмотря на то, что практика использования киноматериалов в качестве косвенных улик и свидетельств в судебных делах существовала в международной судебной системе с 20-х годов, до Нюрнберга они не принимались в качестве самостоятельных доказательств.

Во время трибунала американская сторона, намеревавшаяся изначально показывать в качестве улик фильмы, которые снимали сами фашисты, решила предоставить на процессе собственное кинодоказательство - документальный фильм об освобождении концлагерей в Западной Европе. Американское обвинение адаптировало нормы гражданского права и включило в фильм свидетельские показания под присягой, лиц которые снимали этот материал, что все изображенное ими соответствует действительности.

Последовав их примеру, 19 февраля 1946 года, на 62-ой день Международного военного трибунала советская сторона показала свой часовой фильм «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков». Он был построен на кадрах, которые советские операторы засняли при освобождении советскими войсками городов начиная с 1941 года и вплоть до конца войны, где демонстрировались ужасы и страдания сотен тысяч замученных фашистами людей.

Фильм потряс не только всех присутствовавших в зале, но и заставил подсудимых нервничать сильнее, чем во время других просмотров.

Таким образом, в Нюрнберге главным судьей для обвиняемых стал стоявший напротив них экран, показывавший катастрофические последствия их действий.

Именно в Нюрнберге термин «документальные кадры» стал буквален как никогда – съемки превратились в документы, свидетельства, доказательства, сила которых была больше, чем в сотнях письменных показаний.

«Нюрнбергский процесс поднял престиж и значимость работы кинооператоров, ввел возможность использования документальных материалов в постоянный юридический обиход, что позволило восстановить справедливость во время судебных процессов после Второй мировой войны. Он доказал великую значимость этой профессии, признав ее огромный вклад в историю», - отметил режиссер серии Георгий Молодцов. 

Проект «Как снимали войну» создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру». Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали войну, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».

Он представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны.

По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.

ЕЩЁ

Новости: YouTube Red купил фильм о батл-рэпе, который продюсирует Эминем
19/01/2018
Новости: Кино.Платформа Potential запустила конкурс сценариев, главный приз - 500 тысяч рублей
19/02/2018
Новости: Netflix разрешит зрителям управлять сюжетом «Черного зеркала»
02/10/2018
Новости: Сериал о женщине-стендапере «Я не шучу» выходит на КиноПоиск HD
02/03/2021


Новости: Новые даты REALIST WEB FEST: 29 июля - 1 августа в Нижнем Новгороде
13/05/2021
Новости: На YouTube появилась пародия на «Очень странные дела» с участием одного из актеров сериала
05/11/2017
Новости: На Disney+ в 2021 году выйдут анимационные «Звездные войны: Плохая партия»
13/07/2020
Новости: Анимационные проекты RED CARPET STUDIO появились на китайских цифровых платформах
07/07/2020