МНЕНИЕ

«Особое» мнение Стивена Спилберга: почему режиссер требует отлучить Netflix от «Оскара»
07/03/2019

Сколько раз уже «убивали» кино? С появлением цвета многие сокрушались, что магия, которая была в черно-белых фильмах, навсегда исчезла. После того, как пленку сменила цифра, стали причитать, что у кино украли душу. С изобретением телевидения ему и вовсе прочили полное поражение. Даже Рудик из «Москвы слезам не верит» предрекал, что телевидение совсем скоро убьёт вообще все – кино, театры, книги, газеты. Но кино как искусство продолжает жить назло всем этим обстоятельствам, спокойно подстраиваясь под новые реалии.

Теперь появилась еще одна «убийственная угроза» - Netflix. Каннский кинофестиваль уже запретил участие картин этого стримингового сервиса в своей программе. Теперь войну онлайн-платформе объявил и режиссер Стивен Спилберг. Он даже намерен выступить перед председателями киноакадемии и объяснить им, почему фильмы Netflix не достойны быть номинированными на «Оскар».

Netflix, который смог: стриминговый сервис получил «Оскар» за игровое кино>>

С чем связана такая позиция именитого американского режиссера, который сам всегда шел в ногу со временем и привнес в кино компьютерные технологии? Действительно ли он считает, что фильмы Netflix достойны только телевизионных премий и не дотягивают до высокого уровня киноискусства. А может? ему попросту не понравился финал «Карточного домика» или он обиделся, что сервис уже пригласил для совместной работы Мартина Скорсезе, Гильермо дель Торо, Шонду Раймс, но создателю «Парка Юрского периода» так ничего и не предложил?

ИМПЕРИЯ NETFLIX

Начавший в 2013 году производство собственного контента, стриминговый сервис первое время специализировался в основном на сериалах и совершил настоящий прорыв в этом направлении. Во-первых, он сделал революционный шаг – ушел от многолетнего правила постепенного выхода серий и стал выпускать в день премьеры все эпизоды. Это привело к тому, что люди стали смотреть сериал нон-стопом до самого конца. Именно Netflix ввел в активное употребление термин «запойный просмотр» (binge-watch). Стриминговый сервис также создал собственный «цепляющий» стиль повествования, который легко отличить от HBO, Hulu, Amazon и других конкурентов.

Некоторые сериалы Netflix, несмотря на то, что вышли совсем еще недавно, уже стали классикой кинематографа. Так, «Карточный домик» - лауреат «Золотого глобуса» и других кинопремий - произвел настоящий фурор по всему миру и вывел жанр политического триллера совершенно на новый, слишком натуралистичный уровень. В администрации российского президента, как оказалось, обнаружились самые преданные фанаты сериала.

«Карточный домик», «Оранжевый - хит сезона» и «Очень странные дела» в день премьеры нового сезона заставляли людей брать отгулы на работе, чтобы уйти в настоящий сериальный запой .

Именно Netflix сделал «Черное зеркало» интерактивным, предложив зрителю самому выбирать развитие сюжета.

И это еще только малая часть того, что онлайн-платформа сделала за столь небольшой срок существования.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ СУДЬБА

Когда стриминговый сервис решил выйти за рамки сериального контента и плотно заняться производством фильмов, он привлек к этому топовых режиссеров. И конечно же решил заявить о себе на международных кинофестивалях.

В 2017 году в основной конкурс Канн были отобраны сразу 2 фильма компании - «Окча» и «История семьи Майровиц». Однако это вызвало серьезную волну критики со стороны французских кинематографистов и профсоюзов, недовольных отсутствием у этих фильмов кинотеатрального проката. Они даже угрожали масштабной забастовкой, в итоге Канны сдались и отлучили Netflix от фестиваля.

Отвергнутый Каннами Netflix получил свое в Венеции>>

Однако Венеция не стала брать пример с Франции, и мало того, что взяла ленты Netflix в конкурс, так еще и дала им главные награды - фильм «Рома» стал победителем 75-го Венецианского кинофестиваля, а другой проект сервиса - «Баллада о Бастере Скраггсе» Джоэла и Итэна Коэнов, получил приз за лучший сценарий.

ТРИУМФ НА «ОСКАРЕ»

В этом году стриминговый сервис также стал триумфатором главной кинематографической премии «Оскар»-2019 по числу номинаций на золотую статуэтку. Всего фильм «Рома» был выдвинут на 10 номинаций, в числе которых «лучший фильм», «лучший режиссер», «лучшая актриса», «лучший сценарий» и другие.

Фавориты и «Фаворитки»: почему этот «Оскар» может изменить все?>>

Правда, получил он всего три, и те не ключевые - за режиссерскую и операторскую работу, а также стал лучшим фильмом на иностранном языке. Однако свое право претендовать на главную кинонаграду Netflix заявил вполне уверенно.

СПИЛБЕРГ БРОСИЛ ПЕРЧАТКУ

Но и здесь нашлись ярые критики, недовольные успехом онлайн-платформы. И самым главным противником Netflix неожиданно оказался режиссер Стивен Спилберг. Свою позицию он обосновал тем, что эти проекты не могут претендовать на «Оскар», так как не шли в кинотеатрах. По его мнению, их можно рассматривать как телефильмы (хотя на ТВ они тоже не выходили!), поэтому и выдвигаться они могут только на американскую телевизионную премию «Эмми».

Удивительно слышать такие упреки именно от Спилберга, так жёстко разделяющего кино и телевидение. Ведь его дебют состоялся как раз на ТВ, где он снимал свои первые работы - «Коломбо», «Доктор Маркус Уэлби» и другие.

В апреле Спилберг намерен выступить перед киноакадемиками и предложить изменения в правилах, которые ограничат возможность фильмов стриминговых платформ номинироваться на «Оскар». Однако несколько режиссеров уже категорично высказались против этой позиции. А, по данным источников, члены академии также не намерены поддерживать это заявление.

NETFLIX ОТВЕТИЛ

Сам стримнговый сервис не стал напрямую реагировать на нападки Стивена Спилберга, однако в официальном Twitter-аккаунте Netflix появилось заявление следующего содержания:

«Мы любим кино. Вот еще несколько моментов, которые мы также любим:

- доступность для людей, которые не могут себе позволить сходить в кинотеатр или живут в городах, где их нет;

- возможность всем и во всем мире одновременно наслаждаться новыми релизами;

- предоставление кинематографистам больше возможностей делиться искусством.

Эти вещи не являются взаимоисключающими».

Таким образом в Netflix напомнили, почему они выбрали именно такую модель взаимодействия со зрителем.

ИГРА ПО СВОИМ ПРАВИЛАМ

Однако на некоторые уступки онлайн-платформа все же пойдет. Так, по данным СМИ, компания намерена выпустить в кинотеатральный прокат самый амбициозный свой проект - ленту Мартина Скорсезе «Ирландец». На этом решении якобы настаивал сам режиссер. Да и «Рома» шла в кинотеатрах, правда всего три недели и в небольших сетях.

Но это лишь подтверждает, что Netflix все-таки продолжит играть по своим правилам и заставит всех с ними считаться. Именно Netflix стал первым, кто получил права на экранизацию «Ста лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, потому что семья знаменитого писателя верит, что с поставленной задачей сможет справиться только он.

Его влияние на современный кинематограф уже настолько велико, что такие режиссеры, как Стивен Спилберг, просто не смогут в одиночку противостоять тем изменениям, которые влечет за собой онлайн-платформа.

Гильермо дель Торо снимет кукольный мюзикл «Пиноккио» для Netflix>>

Такая отчаянная борьба Спилберга напоминает скорее поведение обидчивого подростка, которого не позвали с собой в компанию другие школьники. Ведь коллеги по цеху уже давно работают с Netflix и делают для него разные проекты, воплощая самые неожиданные идеи. А о желании поработать со Спилбергом стриминговый сервис пока не объявлял.

«ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ»

Да и после всего того, что Netflix сделал для киноиндустрии, сложно закрывать на него глаза и не считаться с ним из-за того, что он не выпускает фильмы в прокат. При этом на качестве самих лент, выпускаемых сервисом, это не отражается. Поэтому объявленная Спилбергом война напоминает скорее афоризм «пчелы против меда».

Кинотеатральный прокат вскоре ждут серьезные изменения, которые уже никто не отсрочит. Но смерти кино, как бы все этого ни предрекали, не случится. И кинотеатры, и телевидение, и газеты, и книги, и теперь уже онлайн-платформы останутся жить. Это просто очередное влияние времени, которое необходимо принять.

А вот чем закончится противостояние Спилберга с Netflix, узнаем в апреле.

Людмила Филоненко

ЕЩЁ

Новости: Apple выиграла «Эмми» за Carpool Karaoke
10/09/2018
Новости: УАЗ решил через YouTube доказать качество нового «Патриота»
27/10/2018
Новости: Бренд «Дядя Ваня» снимает серию короткометражек об «Иванах, помнящих родство»
19/03/2018
Новости: "Зубастики" превратятся в веб-сериал
15/01/2018


Новости: Facebook запускает платную подписку и механизмы монетизации видео
22/03/2018
Новости: Apple возьмется за «Основание»
16/04/2018
Новости: Об истории создания Snapchat снимают веб-сериал
14/03/2019
Новости: Эмма Томпсон предлагает сделать из веб-сериала «Шоссе» полнометражный фильм
02/12/2018