РЕЦЕНЗИИ |
CanneSeries. Сезон 2: Удивительный мистер Нехама и настоящий детектив Магнус |
|
08/04/2019 |
|
Редакция The Digital reporter впервые отправилась на фестиваль сериалов CanneSeries – теперь, кажется, главный смотр мировых достижений в области ТВ и, что немаловажно, веб-сериалов. И это притом, что в этом году CanneSeries проходит всего лишь второй раз. На фестивале есть два конкурса: главный с большими сериалами, которые выйдут, в основном, на различных телеканалах, ну и на Netflix, куда без него, и конкурс веб-сериалов, где представлены короткие сериалы для интернет-платформ, в том числе, например, для YouTube. Конкурс веб-сериалов стартует только 9 апреля, поэтому пока мы смотрим сериалы «взрослые». И в этом блоке у нас уже появились свои фавориты. CanneSeries, в отличие от того же Каннского кинофестиваля, без которого невозможно представить Лазурный берег, очень демократичный. Вход на все показы здесь свободный – нужно, правда, забронировать себе электронные билеты через сайт фестиваля или прийти уже непосредственно в пункты выдачи билетов и соответственно там выбрать из того, что осталось. Судя по всему, найти свободные билеты уже не так просто. На показах в первые дни фестиваля, которые выпали на выходные, зал Люмьер (самый большой во Дворце фестивалей) забит под завязку. Причем и днем, и на вечерних показах. Публика смотрит на новые сериалы внимательно – мало кто даже уходит после показа одной серии, проекты досматривают до конца, а потом еще остаются на титры и долго аплодируют съемочным группам, которые приезжают представлять свои сериалы. Не только «Эпидемия»: Программа фестиваля СanneSeries>> На вечерние показы здесь формально действует дресс-код «креатив шик», но по крайней мере пока все, за исключением, конечно, актеров, которые стараются соответствовать премьерному статусу, приходят просто в удобной одежде. Воду на показы – в отличие от того же Каннского кинофестиваля – брать с собой можно. Хотя пока в Каннах не особо жарко, погода вполне весенняя, иногда немного удручающая дождем, заливающим розовые дорожки CanneSeries. Розовый, он же розе по созвучию с вином, очень фестивалю к лицу – дорожки выглядят одновременно стильно и необычно. В общем, пока нам все очень нравится. За исключением сериала открытия, к сожалению. Французы – конечно, великие патриоты, поэтому не удивительно, что на открытии они показали французский сериал «Вернон Сюбютекс» (Vernon Subutex), который уже 8 апреля выйдет на Canal+. Главный герой этой, прямо скажем, незатейливой истории – бывший владелец музыкального магазина, в 90-е находившийся на пике славы, денег и угара, а сейчас в новых реалиях почти разорившийся. Оставшийся без жилья, денег и, кажется, друзей, да еще и с явным кризисом среднего возраста Вернон Сюбютекс в исполнении изрядно поистрепавшегося Ромена Дюриса. Выгнанный кредиторами Вернон, уже почти без определенного места жительства, отправляется на концерт своего некогда товарища Алекса, теперь настоящей звезды, песни которого звучат «из каждого утюга». Ностальгия по былым временам и нравам на встрече друзей щедро приправляется наркотиками и алкоголем. И вот Алекс уже умирает от передоза и отправляется в лучший из миров, а Вернон, паникующий, но теперь еще и имеющий статус свидетеля последних минут жизни популярного певца, ищет новое пристанище. И находит – еще у одного бывшего приятеля, теперь сценариста-неудачника, который, как только выпьет пару бокалов, сразу же начинает громко ненавидеть всех успешных коллег не только по киноцеху, но и, естественно, того самого погибшего Алекса, слава которого еще сыграет службу – хорошую или плохую, об этом как раз расскажут дальше – и для горе-сценариста, и, естественно, для героя Ромена Дюриса. Несмотря на то, что «Вернон Сюбютекс» - проект большой компании Canal+, сделан он на удивление не богато и даже примитивно. Эпизоды, которые длятся всего 30 минут, досмотреть просто нереально – так много там совершенно ненужного, так плохо там расставлены драматургические точки. Да и сами герои, переживающие кризис среднего возраста, популярные сейчас и в кино зарубежном, и в российском, совершенно не интересны. В отличие, кстати, от первого конкурсного сериала «Нехама» (Nehama), просто виртуозно сделанного кинематографистами из Израиля. Главный герой этого сериала – Гай Нехама (Решеф Леви, он же шоураннер проекта) – работает в стабильной IT-компании и обеспечивает свою красавицу-жену и аж пятерых детей. Но дела у Нехамы так себе – он постоянно находит у себя разные болячки, таскается по врачам (хотя совершенно здоров), а по вечерам грезит о карьере стендап-комика, которую когда-то пытался начать, но забросил, когда оброс большой семьей. Масла в огонь подливает пришедший на день рождения приятель, успешный артист разговорного жанра, зарабатывающий десятки тысяч шекелей за одно выступление. Хотя приятель этот вообще не смешной – уверен Нехама, на досуге сочиняющий нелепые, но ироничные скетчи о несправедливости мира (известный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, воспользовавшийся талантом своего еврейского, никому не известного друга) или жизни (грезящий о сцене Большого танцор, влюбившийся в еврейскую девушку и обрекший себя на бесславие в польском Аушвице). В реальной жизни Нехаме становится не до смеха – его жена погибает в автокатастрофе, и теперь он должен полностью взять на себя заботу о разновозрастных детях, ну и как-то постараться все-таки воплотить свою мечту и стать стендап-комиком. Помимо того, что «Нехама», временами напоминающий и «Удивительную миссис Мейзел» и недавнего российского «Юмориста», остроумно сделан на стыке комедии и трагедии, он еще и очень круто снят и смонтирован. За счет череды сцен семейной жизни, депрессии, в которую явно погружен Нехама, его постоянных шуток про смерть и монтажа их со смертью реальной, за счет экранизации его нелепых историй – сделанных с любовью и иронией, со смелыми шутками (естественно, про немцев и евреев), которые пока еще совершенно не могут себе позволить, например, российские кинематографисты. Не менее симпатично сделан и сериал про противоположную, женскую сторону кризиса – испанская «Идеальная жизнь». В оригинале он называется Déjate Llevar, что можно перевести как «Отпусти себя», что, кстати, больше подходит по смыслу. Здесь рассказывается о нескольких женщинах, главная из которых Мария (Летисия Долера, тоже шоураннер проекта), расстается со своим бойфрендом практически накануне свадьбы, во время подписания договора об ипотеке. Стабильность, а это было главным для Марии на протяжении многих лет, рушится. Ее старшая сестра, лесбиянка, Эстер советует Марии для начала изменить прическу, которую она не меняла с детства, и наконец отпустить себя. Мария думает недолго, тут же пробует наркотики, заботливо припрятанные у старшей сестры, и отправляется вместе с Эстер на детский день рождения к своей подруге Кристине – скрывающей от мужа, одержимого детьми, то, что принимает противозачаточные таблетки. На дне рождения Мария и вовсе решает переспать буквально с первым встречным – им оказывается помощник садовника, местный Форрест Гамп с особенностями развития. Вскоре Мария понимает, что беременна. Формат «Идеальной жизни», конечно, не новый – в каждой стране пытаются сделать местный продукт, который, возможно, когда-то повторит успех «Секса в большом городе». Россия тут тоже не исключение, особенно в этом активно себя показывал не так давно канал СТС со своими «Мамочками» и «Психологинями», но, увы, все эти попытки были не самыми удачными с кинематографической точки зрения, хотя интерес у зрителей имели. «Идеальная жизнь» же сделана, хотя и просто, но довольно остроумно. Каждый характер героинь прописан до мелочей, им веришь и сопереживаешь. Это ли не залог будущего успеха сериала? Если говорить о попытках реализации популярных форматов, то, конечно, весь мир еще и пытается повторить успех скандинавских детективов. В то время, как сами представители этих стран, кажется, уже устали от этого формата и вышли на новый уровень – сатиры. Подтверждением этому стал показанный в конкурсе CanneSeries норвежский «Магнус» (Magnus) – по-хорошему упоротая пародия на скандинавские детективы. Главный герой – худший работник местной полиции Магнус горит делом, но серьезных расследований ему не доверяют – слишком он тупой для этого, как считает начальник. Но вот однажды в местной гостинице находят труп девушки, которая накануне приехала в отель вместе с самым популярным молодым норвежским актером. Сам актер бесследно исчезает. В город приезжает модный и опытный следователь, который решает нанять в свою команду Магнуса и его не менее странного коллегу, переживающего смерть жены. Магнус отправляется на реконструкцию событий и выясняет, что в этом странном деле замешан настоящий тролль. Этот троллинг скандинавских детективов выглядит очень свежо и, как ни странно, по-настоящему захватывающе. В основе все-таки настоящее преступление и хочется узнать, кто же его виновник. Тем более если убийца не дворецкий, а, возможно, тролль. Сам «Магнус» наполнен просто невероятным количеством дурацкий ситуаций, повергающих порой в ступор, но при этом удивительно смешных. Таких же, как и практически все герои этой странной истории. Мария Токмашева |