РЕЦЕНЗИИ |
ЧОZA интерактив? Первый веб-сериал, герои которого звонят и пишут зрителям |
|
06/11/2019 |
|
Пятеро ваших друзей отправляются с палатками на природу, вы поехать не можете, но они обещают периодически выходить на связь через социальную сеть «Вконтакте» - так начинается трехдневный интерактивный хоррор «Не ходи в поход», созданный командой проекта ЧОZA. С одной стороны – веб-сериал с четкой сюжетной линией, с другой – своего рода персонифицированная игра с оригинальным интерфейсом, интегрированным в социальную сеть, и невиданной до сих пор (по крайней мере, на просторах Рунета) технологией вовлечения зрителя в происходящее на экране. Достаточно иметь аккаунт в VK и соответствующее приложение в телефоне, быть старше 18, зайти на страницу проекта и начать – после этого вам будут писать, слать аудиосообщения, фотографии и видео, а также звонить. Первый день – бесплатно, за еще два, если захочется пройти все до конца (а захочется обязательно!) придется заплатить 59 рублей. «Не ходи в поход» с первых же минут выглядит максимально реалистично. Один из ваших, по легенде, приятелей по имени Антон Пузырев накануне в личке предупреждает о времени начала «похода», и уже следующим утром звонит из электрички, показывая остальных участников приключения – двух парней, двух девушек и собачку. Первый звонок, как и все последующие, ничем не отличим от настоящих видео-коллов в VK: трясущаяся камера в руках героя, порой подвисающая связь, чаще всего вертикальное изображение, которое иногда, впрочем, переходит в горизонтальное – для лучшего обзора. Все как в жизни. После первого звонка все пятеро герев будут присылать свои сообщения, рассказывая, как проводят время. Их странички в соцсети, если захочется перейти из сообщений в профили, вполне живые, как и речь в переписках – никаких кондовых фраз, которыми грешат многие сценарии, а только разговорная лексика с сокращениями, матом и не везде точной пунктуацией. Будут и ненавистные многими аудиосообщения – ну а куда без них? – и стикеры, и фотографии. Более того, общение максимально персонифицировано: программа, очевидно, анализирует профиль игрока, так что герои обращаются к нему еще и с учетом его половой принадлежности. Поначалу сюжет выглядит вполне безобидным. Молодые люди расставляют палатки, подшучивают друг над другом и выясняют отношения, любовные и весьма запутанные. Они многое скрывают друг от друга, но охотно делятся этими тайнами с игроком, позволяя ему подслушивать и подглядывать. То есть зритель всегда знает чуть больше остальных, и так будет на протяжении всей истории, которая довольно быстро превращается из подростковой комедии с шутками ниже пояса в отменный хоррор в духе «Ведьмы из Блэр». В лесу обнаруживается заброшенная усадьба, историю которой зрителю предлагают погуглить, – и совет этот не стоит игнорировать, так как оказывается, что игра выходит даже за пределы мессенджера «Вконтакте». На фотографиях и в кадре во время видеозвонков мелькает что-то сверхъестественное, а с героями начинает твориться всякая чертовщина в духе жанра found footage. Создаваемый самим форматом эффект присутствия усиливает необходимое для данного жанра напряжение и пугает – не известно, кто позвонит в следующий раз и что будет видно на экране. К слову, одно из главных достоинств этого интерактивного веб-сериала в его относительной ненавязчивости. История действительно рассчитана на три дня и разворачивается в реальном времени, но на звонки и сообщения можно не отвечать – сюжет встает на паузу, и игра ждет, когда зритель подаст ей сигнал о своей готовности продолжить. В общем не можешь ответить – ничего страшного. Если ожидание затягивается, то история попросту будет разворачиваться чуть быстрее, но ни ночью, ни ранним утром будить не будут. Несмотря на то, что у зрителя нет возможности делать выбор и влиять на сюжет, написать что-то в мессенджере, если желание сделать это становится непреодолимым, всегда можно – все работает в привычном режиме. При этом не стоит опасаться, что вас увидят и услышат даже при включенном микрофоне и камере, в этом смысле игра заботится о приватности и еще не переходит границу тотальной интерактивности. С другой стороны, этого порой даже не хватает. Думается, что в будущем создатели придумают еще более изощренные способы вовлечения аудитории в процесс смотрения, тем более что на своей странице ЧОZA уже анонсируют следующий веб-сериал под названием «Корпорат» – историю, судя по отметке «чоzaприкол», уже не страшную, а смешную. Наталия Григорьева |