МНЕНИЕ |
Телевидение vs. Интернет: побеждает контент, а не площадка |
|
05/01/2018 |
|
Новости цифровой сферы в последние месяцы были не менее захватывающими, чем общественно-политические. От воодушевляющей информации — к той, которая оставляет больше вопросов, чем ответов. Особенно для тех, то в настоящий момент находится в поиске собственного пути в веб-мире, некого условного диджитал-компаса. Главное в этой ситуации — фильтровать новости и, что еще важнее, не принимать ничего из прочитанного в качестве единственно верного сценария для себя. Только как пищу для размышления. Потому как, если что-то и понятно, так это то, что все или требует доказательств, или попросту еще не изобретено. Свидетельство тому — бесчисленное количество исследований, посвященных телезрителям и интернет-пользователям. Не догнать, а перегнать: как веб-сериалы превосходят рекорды кинотеатрального проката >> Большинство из них убедят вас в том, что телевидение умирает (если еще не умерло). Цифры действительно работают не в пользу того, что можно назвать «традиционным» ТВ. Последний отчет компании Nielsen (ведущая независимая глобальная компания, которая проводит маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, медиаизмерения и исследования потребителей — в частности составляет ТВ-рейтинги) показывает, что время просмотра телепрограмм уменьшилось на 6% за последний год (в среднем составляет 3:55 часа в день), тогда как использование смартфонов для доступа в интернет и использование всевозможных мобильных приложений увеличилось почти вдвое за тот же период времени. Зрители активно используют «второй экран» (речь о мобильных телефонах) и все больше и больше отдают предпочтение сервисам, предоставляющими видео по запросу в рамках подписки (SVoD) — например, Netflix — и онлайн-кинотеатрам. Число пользователей платного (кабельного) телевидения сократилось, тогда как количество подписчиков тех же VOD-сервисов, наоборот, выросло. Интернет и подписные сервисы повлияли на культуру смотрения — даже, если опросы все еще показывают преобладающую роль ТВ как источника потребления видео-контента. Изменились зрительские привычки, телевидение — то, за просмотром которого семьи собирались вечерами в гостиной — осталось в прошлом.У сегодняшнего зрителя есть доступ к большему количеству каналов и, соответственно, большему числу программ, однако никто больше не щелкает пультом в поисках чего-то интересного — одна-две передачи в день. Все это, безусловно, не может не влиять на рекламодателей, которым все труднее становится добраться до зрителя и завоевать его внимание, необходимо учитывать наличие мобильных телефонов и их использование даже во время просмотра ТВ (человек заглядывает в смартфон в среднем 47 раз в день). Что касается финансовой стороны вопроса, то в уходящем году зрители потратили более 175 миллионов евро на диджитал-контент (речь идет в основном о подписном видео по запросу) — и эта цифра, по прогнозам, вырастет на 10% в следующем году. Однако, чтобы заработать, подобным сервисам приходится сначала потратить деньги на разработку оригинального продукта — только так можно привлечь и удержать зрителя. Такие компании, как Netflix, HBO, Amazon уже тратят миллионы на производство собственных шоу. Как, впрочем, и другие крупные игроки индустрии — например, CBS и Disney. C веб-сериалами и другими подобными короткометражными форматами все еще сложнее. Число подписчиков Studio+, платформы для дистрибуции веб-сериального контента, в тои числе через мобильное приложение, выросло до 5 миллионов, что делает сервис, запуск которого произошел только в 2016 году, очень прибыльным бизнесом. В то же время компания Fullscreen объявила о закрытии собственного стриминг-канала, стоимость подписки на который составляла $4,99 в месяц — он просуществовал всего несколько месяцев. Такая же участь постигла принадлежавшую компании NBCUniversal и транслировавшую комедийные шоу платформу Seeso. А Go90, еще один подобный сервис, сокращает расходы на приобретение контента.
Для всех очевидно, что будущее — за мобильными девайсами и форматами, однако доказательств того, что они смогут стать конкурентоспособной площадкой для показа развлекательного контента, все еще недостаточно.Взять хотя бы историю с программой Snapchat, которую еще недавно рассматривали как идеальное место для рождения новой повествовательной формы и новых способов подачи контента. Оказалось, однако, что компания теряет миллионы долларов, так как приложение выглядит сложным для понимания и использования — Snapchat была вынуждена изменить его дизайн и функционал. Надежды на производство пользовательского видео возлагал и Facebook, но исследования аудитории показали, что пользователи этой соцсети тратят в среднем не более 23 секунд на просмотр видео, что пока уменьшает шансы на успех каких-либо сложных и требующих большего внимания с точки зрения сюжета историй. И, наконец, оказывается, что не всем по-прежнему так уж комфортно смотреть что-либо на мобильном устройстве — 67% зрителей признаются, что предпочитают смотреть фильмы и сериалы на смартфонах и других мобильных устройствах, однако стесняются делать это где-либо за пределами дома, жалуясь в том числе на то, что в публичных местах приходится то и дело отвлекаться от любимого шоу. Сериалы, которые заставили «уйти в запой» и «изменять»: Netflix подвел итоги года >>
Вывод один — диджитал-контент является «золотой жилой», однако еще только предстоит понять, как ее «разрабатывать».
Инвесторы и дистрибьюторы пока опасаются тратить деньги на производство и распространении подобного продукта, однако для авторов и создателей веб-сериалов этот период неопределенности и поиска — идеальное время, учитывая отсутствие рамок и правил, а, следовательно, наличие почти неограниченных возможностей для самовыражения. В апреле 2018 года в Каннах состоится первый международный фестиваль сериалов (Cannes International Series Festival), который пройдет параллельно с известным рынком телевизионного контента MIPTV, где отдельный фокус будет сделан на короткометражные веб-сериалы — прием заявок уже открыт, прислать свой сериал можно совершенно бесплатно и из любой точки мира, а лучший проект получит специальную награду. Жоэль Бассажэ |