РЕЦЕНЗИИ |
Веб-континент. Как Бразилия и Аргентина учат кинематографистов всего мира пользоваться интернетом |
|
29/01/2018 |
|
Что мы
знаем о Южной Америке? Гигантский континент с населением более 420 миллионов
человек, полтора десятка стран и народностей – каждая со своей историей,
культурой, фольклором. Но есть и еще кое-что: Южная Америка – настоящий веб-континент.
Процент населения, пользующегося интернетом, социальными сетями, мессенджерами,
выше, чем в среднем по миру. И именно здесь интернет является первой альтернативой
кино и телевидению для начинающих творцов. Крупнейшими южноамериканскими производителями диджитал-контента можно считать Бразилию и Аргентину, но веб-история в этих двух странах развивается разными путями. В Бразилии каждый год появляется с десяток новых, снятых молодыми кинематографистами, малобюджетных интернет-сериалов. Качество их, в условиях отсутствия денег на производство, оставляет желать лучшего. И это не единственный минус: то факт, что государственным языком в Бразилии является португальский, тогда как остальной континент говорит на испанском, создает естественный барьер для копродукции и торгового сотрудничества даже с соседними странами. Однако в последние годы сразу нескольким бразильским веб-сериалам удалось добиться международного признания. Выпущенный на Netflix антиутопический триллер 3% родился из трехсерийного веб-сериала; онлайн-драму RED продлили на четвертый сезон – это шоу сегодня смотрят по всему миру; комедия Oposto do Sexo стала очень популярной во Франции… Комедия, к слову, один из самых востребованных жанров бразильских веб-сериалов – соперничать с ним могут разве что драмы на ЛГБТ-тематику. До недавнего времени YouTube был для бразильских веб-режиссеров единственной платформой для показа контента и единственной площадкой для его дистрибуции – в том числе благодаря невероятной популярности бразильских скетч-шоу в интернете (канал Porta dos Fundos входит в десятку самых посещаемых в мире). В последние несколько месяцев ситуация, кажется, изменилась – стали появляться специализированные тематические платформы, однако в обозримом будущем бразильским авторам стоит делать ставку на международную копродукцию. Большие студии заинтересованы в этой территории, богатой талантами и одновременно возможностями – низкая стоимость услуг (и низкий уровень зарплат) позволяет снизить размеры производственных бюджетов. Перуанец в луна-парке - лучшие веб-сериалы из Латинской Америки и не только >> Что касается Аргентины, то по количеству производимого веб-контента эта страна не сильно уступает Бразилии, однако сам продукт выходит существенно более качественным. Все дело в том, что в течение уже нескольких лет веб-сериалы здесь получают государственное финансирование, что позволяет даже небольшим компаниям и творческим группам работать увеличивать бюджет своих проектов – и, соответственно, повышать их художественную ценность. Герои и изображение являются своего рода отличительной и узнаваемой чертой аргентинских веб-сериалов, в том числе и потому, что наследуют традиции национального кино. Среди самых заметных работ – Daemonium, уже перекочевавший на Netflix, Estilo Esther, снятый одной камерой ситком про группу эксцентричных персонажей, пытающихся всю дорогу убедить зрителя, что они не убивали Эстер, черная комедия Depto и очаровательная «семейная комедия» Boy Scauts. Кроме того, Аргентину можно назвать одной из самых «продвинутых» в плане продвижения веб-контента страной – существуют уже как минимум две специализированные платформы, целиком и полностью посвященные этому формату и позволяющими смотреть его и внутри страны, и за ее пределами. Одна из них – UN3 TV – принадлежит Государственному университету Tres de Febrero. Цель сайта и YouTube-канала UN3 TV – «помочь исследованию новых жанров и экспериментам с форматами…». На деле за четыре года существования на этой площадке были запущены и показаны десятки шоу разных жанров (в основном – комедии) и видов – от анимации до мокъюментари. Некоторые из них стали известны и за пределами Аргентины, благодаря активному участию в различных фестивалях веб-сериалов. Другая площадка – Cine.ar – была создана на базе Государственного института кино и аудиовизуального искусства (INCAA). Открытие состоялось в 2010 году, тогда еще под названием «Odeon» и с упором на бесплатный показ аргентинской киноклассики и с платной подпиской, позволяющей смотреть новинки проката. С тех пор проект обзавелся мобильным приложением и предлагает пользователям просмотр в том числе и веб-сериалов. Обе площадки являются не только открытым и доступным пространством для экспериментов, но и ярким примером перехода к новой диджитал-эпохе в кино, телевидении и видеопродукции в целом, бизнес-моделью, к которой стоит присмотреться повнимательнее всем заинтересованным участниками веб-процесса. Как это уже делают такие гиганты индустрии, как Netflix и HBO, проводя мониторинг в поисках новых талантов и свежих идей для производства или адаптации. Телевидение vs. Интернет: побеждает контент, а не площадка >> Остальные южноамериканские страны, конечно, уступают Бразилии и Аргентине – где-то в количестве, где-то в качестве производимых веб-сериалов. Именно потому для этого континента так важна копродукция – и внутренняя, и международная. Сотрудничая друг с другом в производстве диджитал-контента, соседние страны смогут с большей вероятностью создать продукт, интересный не только на внутреннем рынке, но и конкурентно способный на международном уровне. Уже в марте, в Буэнос Айресе пройдет очередной фестиваль веб-сериалов – и, кажется, именно на нем можно будет в полной мере почувствовать новую латинскую веб-волну.Жоэль Бассажэ |