МНЕНИЕ

«Заклятыя скарбы»: Как веб-сериал помог создать первую частную киностудию в Беларуси
20/06/2018

Год назад на YouTube вышел первый белорусский веб-сериал «Заклятыя скарбы» – хоррор, основанный на местных легендах. О «пилотном» эпизоде, собравшем более 400 тысяч просмотров, написали практически все белорусские издания и даже несколько российских порталов, специализирующихся на хоррорах. Создателем проекта стал Серж Овсяник, до этого работавший на телевидении. «Заклятыя скарбы» (или «Проклятые сокровища») стали для него первым киноопытом. Спустя год после него Серж открывает в Беларуси первую частную киностудию. О том, как веб-сериал помог режиссеру, а теперь и продюсеру, начать строить альтернативную «Беларусьфильму» частную киноиндустрию, Серж Овсяник рассказал Digital Reporter.

«Веб-сериал я делал с двумя целями. Первая – мне нравился этот формат и я решил попробовать себя в кино именно с ним. До этого художественные проекты я не снимал, это был мой первый опыт. И вторая цель – с помощью этого веб-сериала я хотел показать, что есть определенная группа людей, которая умеет снимать такое кино, и создать на основе этого частную киностудию в Беларуси», – говорит Овсяник.

Идея сделать именно веб-сериал пришла к нему после того, как он увидел «Район тьмы» Арсения Гончукова. Кроме того, Овсяник – поклонник проекта «Эш против зловещих мертвецов», который, может быть, и нельзя назвать веб-сериалом в чистом формате, но он очень к нему близок. Как характеризует этот проект Овсяник, «25 минут, дурдом, кровища, красота». В целом же, веб-сериалы привлекают его тем, что он понимает свою конечную аудиторию, и, главное, что он является первопроходцем в этом жанре.

«Фестивали – это тоже классно, это тусовка, где развивается и режиссер, и команда. Но формат веб-сериала, где ты понимаешь свою аудиторию, мне ближе, это то, что мне надо. Еще он меня интересует потому, что таких проектов мало. Даже когда ты будешь совершать с ним сейчас какие-то ошибки, можно сослаться на то, что «блин, чуваки, я первый это делаю», – уверен Овсяник.

Интервью с режиссером Арсением Гончуковым>>

«Заклятыя скарбы», несмотря на интернет-формат, сериал сложнопостановочный. Здесь много компьютерной графики и пластического грима, что редко можно увидеть в большинстве других веб-сериалах. Далеко не каждый осмеливается на столь дорогостоящие эксперименты в таком формате.

«Это был мой прокол, – признается Овсяник. – Хотя если вы почитаете комментарии, то увидите, как там пишут, что и где нужно допилить. Но, с точки зрения веб-сериалов, все должно быть еще проще. Не надо столько планов, сколько у нас есть,  достаточной одной-двух локаций. Но я увлекся, поэтому получилось вот так».

Тем не менее он отмечает, что можно заметить разницу между первым и вторым эпизодами – в монтаже, графике и слаженной работе команды.

«На второй серии уже были другие люди, другое оборудование, поэтому она получилась покруче, хотя по просмотрам наоборот. У первой серии у нас 400 тысяч просмотров, у второй – 20 тысяч», – подчеркивает режиссер.

Причем разницу между количеством просмотров, обратно пропорциональным качеству, он объясняет маркетинговой кампанией.

«На первой серии я запарился, чтобы проверить эту теорию. Сразу после написания сценария мы прикинули целевые аудитории с разных сторон, понимали, что кого-то будет интересовать белорусский язык, кого-то сам жанр хоррора. И так мы разбили эти «целевки» и целенаправленно разослали информацию по разным изданиям. В итоге про нас действительно написали почти все белорусские издания, часть российских и польских. Мы получили 400 тысяч просмотров, причем все это было сделано абсолютно бесплатно. На второй серии, опять же, чтобы доказать теорию о том, что кино – это маркетинг, мы не стали делать ничего, вообще никаких рассылок. И доказательством работы этой теории и стали 20 тысяч просмотров,  хотя для меня это нормально, это же некоммерческий проект: я в любом случае трачу свои деньги и ничего не зарабатываю», – говорит Серж Овсяник.

Он признает, что в России такой проект снять со знакомыми дешевле, чем в Беларуси.

«Например, камер у нас не так много, каждую нужно брать по полной стоимости. Я платил каждому члену команды, потому что мне приходилось их выдергивать с других проектов, предлагать альтернативу. У нас рынок очень маленький – я не могу найти людей, которые просто из фанатизма пойдут бесплатно работать условно хлопушкой. Поэтому мне приходилось платить буквально за все», – рассказывает режиссер.

За закупку всех материалов для пластического грима он тоже платил полную стоимость. Но, как признается Овсяник, это помогло ему и его команде понять, что они не только могут делать подобные вещи для своих проектов, но и теперь предлагать такие услуги на своей частной киностудии.

«Так сложилось, что вся съемочная команда и соответственно база появилась у нас именно на этом проекте. Уже давно было понятно, что есть определенная группа людей, которые понимают, что должно быть что-то, кроме «Беларусьфильма». Это опытные люди, они сейчас собираются вокруг нас, так что есть кому работать, и главное, – есть кому предложить работу. Просто до этого получалось, что каждый работает в своему углу, а перед нашей студией как раз стоит задача всех собрать в одну тусовку», – говорит Серж Овсяник.

Учредитель TDR и REALIST WEB FEST Антон Калинкин — об индустрии веб-сериалов в России>>

Его студия готова предоставлять полный спектр продакшн-услуг, павильоны (площадь студии – две тысячи квадратных метров), технику и соответственно профессиональные кадры. Причем в более мобильном режиме, чем государственная киностудия «Беларусьфильм». Овсяник при этом надеется не только и не столько на местных кинопроизводителей, сколько на съемочные группы из России и Польши.

«У «Беларусьфильма» есть определенный спектр услуг и цен, и они не могут двигаться дальше, потому что это госструктура. Мы же, если будет интересен проект, можем хоть за бесплатно предоставлять свои услуги. И в этом плане мы подвижнее и интереснее для работы. Я понимаю, что с одной стороны для меня это классно, а, с другой, я себя как режиссера убиваю, но вариантов нет. Как продюсер я пока зеро, у меня есть только опыт с веб-сериалом, но я понимаю, что придется исполнять роль продюсера – искать проекты, двигать их, искать фестивали, партнеров, деньги. Хотя это конечно не мое, я все-таки творческий человек: есть 10 тысяч – отлично, завтра снимаем сериал. А тут все надо будет просчитывать», – переживает Овсяник.

Тем не менее продюсерские навыки у него все-таки есть. Для своей студии он нашел инвестора – «бизнесмена, которому интересна культура, но который не связан с ней, у него бизнес в других сферах». Нашел он его именно благодаря своему веб-сериалу, ставшему визитной карточкой и конкретно режиссера, и возможностей его команды, и киностудии. О чудесной истории, когда вдруг в интернете инвестор увидел веб-сериал и решил вложить деньги в проект, тут, впрочем, речи не идет. Серж Овсяник в такие чудеса не верит и прекрасно понимает, что для реализации своей мечты нужно все делать самому, «не ждать, что позвонят», а целенаправленно писать потенциальным инвесторам.

«У нас не было такого: «Дядя, дайте денег, я построю студию». Кино – это бизнес, хочешь ты этого или нет. Я сделал бизнес-план, все подробно прописал, понимая, что в случае его согласия, мне нужно будет нести финансовую ответственность. Мы изначально решили все делать именно так, по-взрослому, и наш сериал стал одним из пунктов достижения главной цели – сделать киностудию», – отмечает режиссер.

И у меня на это пять причин: зачем снимать веб-сериалы>>

После открытия киностудии Серж Овсяник все-таки вернется к производству своего веб-сериала, который он со своей командой надеются завершить до конца года. Правда, изначально планировалось, что в сезоне будет восемь серий, теперь же остановились на шести – что удивительно, не из-за денег, а из-за времени, которое ушло на запуск в работу киностудии.

«Цели мы свои достигли – сейчас мы открываем студию и продолжаем снимать до конца «Заклятыя скарбы». Есть сценарий, все разработано, просто пока ими не занимались. Две серии уже есть, нужно сделать еще четыре. Возможно, первую серию мы перемонтируем с нормальной графикой. Моя мечта – сделать все серии ровными по качеству. Новые серии мы будем снимать уже в своем павильоне на нашей студии, сделаем даже одну серию полностью на хромакее», – говорит Овсяник.

На этом он, впрочем, останавливаться не собирается. Впереди – еще много проектов, в том числе и веб-сериал по повести известного белорусского писателя Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха», отголоски которой, как говорит Овсяник, можно найти и в «Сонной лощине», и в российском «Гоголе».

ЕЩЁ

Новости: Apple сняла романтическую рождественскую рекламу под песню Сэма Смита
28/11/2017
Новости: «ВКонтакте» запускает бесплатную платформу для подкастов
20/09/2018
Новости: Александр Гудков устроил кинотанцы в Пушкинском музее
28/12/2017
Новости: «Улучшить здоровье интернета»: Google и Facebook подписали «сетевой контракт»
07/11/2018


Новости: Объем рынка рекламы с привлечением блогеров составляет порядка 5 млрд рублей в год
15/03/2018
Новости: Канал Comedy Central снимет несколько шоу для соцсетей
27/03/2018
Новости: Актриса из «Джессики Джонс» сыграет в супергеройской драме на Amazon
21/12/2017
Новости: «Тануки» запустила серию «комедийных триллеров» про доставку суши
04/05/2018