РЕЦЕНЗИИ

«Подслушано»: как истории популярного интернет-проекта превратить в веб-сериал
28/08/2019

В конкурсе второго международного фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest, который в начале августа проходил в Нижнем Новгороде, состоялась премьера веб-сериала «Подслушано». Наград жюри проект, к сожалению, не получил, но после фестиваля создатели веб-сериала решили выложить первые две серии для аудитории «Подслушано» – популярного интернет-проекта, насчитывающего миллионы читателей, – моментально получили сотни тысяч просмотров и, как ни странно, в нынешнюю эпоху токсичных интернет-отношений, почти 100%-но позитивные отклики.

«Я привык к YouTube, где, когда выкладываешь видео, каких только потом мнений нет, причем от аудитории, для которой ты делаешь контент давно, – делится продюсер веб-сериала «Подслушано» Алексей Лиханов. – Буквально на следующий день после того, как мы выложили наши эпизоды, я спросил у редакции проекта «Подслушано», чистят ли они комментарии, они ответили, что удаляют только какую-то откровенную жесть, и 99% комментариев сохраняются. И тогда я понял, что вокруг «Подслушано» собралась какая-то совершенно фантастическая аудитория, причем очень интеллигентная – и дело даже не в позитивности и лояльности, а в том, как пишут люди. Это действительно сообщество, и я, можно сказать, влюбился в эту аудиторию».

«Всех победил интернет»: завершился REALIST WEB FEST>>

Интернет-проект «Подслушано» появился чуть больше шести лет назад и начинался с паблика в социальной сети «ВКонтакте», где люди на условиях полной анонимности делились своими разными жизненными историям и откровениями. Сейчас «Подслушано» – это большой кросс-платформенный проект, у которого есть свой сайт, мобильное приложение и страницы во всех социальных сетях. На сегодняшний день, по словам представителя проекта Владимира Огурцова, опубликовано порядка 300 тысяч историй, а в архивах лежит еще более двух миллионов. Материала – личного, драматичного, животрепещущего – немало. Поэтому не удивительно, что уже на втором году существования «Подслушано» появилась идея экранизации этих историй. Тогда на ребят вышла режиссер Дарья Лебедева, которая предложила снять короткометражку.

«Идея снять кино по мотивам историй «Подслушано» всем понравилась, мы сделали под это спецпроект, собрали кучу историй от наших читателей, но, к сожалению, по некоторым причинам тогда это реализовать не получилось, и мы отложили всё в долгий ящик. Каково же было мое удивление, когда спустя 4 года на предпросмотре первой серии нашего нынешнего веб-сериала, я увидел в титрах имя Даши Лебедевой!» – говорит Огурцов.

Об этом давнем замысле до определенного момента не знал и продюсер веб-сериала Алексей Лиханов, который «вышел» на «Подслушано» через одного из бизнес-партнеров по своим предыдущим проектам.

«Это было весной прошлого года, мы делали на YouTube разного рода шоу, но искали что-то дополнительно, смотрели, что делается на западе, в голове была идея с веб-сериалами, но сразу хотелось делать историю, изначально связанную с digital, историю, которая является непосредственным и абсолютно честным порождением того, что есть в сети. Получилось так, что у нас с «Подслушано» был один партнер по монетизации. Про сам проект, конечно, я знал давно и восхищался этой идеей. Во «ВКонтакте», наверное, сейчас это один из немногих больших по охвату проектов, который ориентирован, грубо говоря, не только на мемасики. Здесь ежедневно появляются  истории из жизни обычных людей, написанные, в том числе, длинно, имеющие сюжет – это рай для сценариста. От людей, для людей о людях», – говорит Лиханов.

После этой встречи к проекту по созданию веб-сериала был привлечен Максим Максимов, который затем стал его креативным продюсером. Он же, по счастливой случайности, был знаком и с режиссером Дарьей Лебедевой. Однако полностью творческая группа познакомилась между собой на первом Realist Web Fest.

«Мы сразу же решили не делать компиляций историй, дайджестов, полностью их перелопачивать, усложнять или упрощать, нужно было сохранить эти истории, порожденные социальными сетями. Чтобы история и сюжет всегда были ровно те, что написал человек, а художественное оформление – это уже то, как мы видим их и хотели бы показать – и тому, кто написал, и тем, кто прочитал», – вспоминает Лиханов.

Но отобрать всего лишь две подходящие для заявочных серий истории из миллиона – задача не из легких. Она легла на плечи как раз Максимова.

«Я попросил ребят из «Подслушано» прислать  выбранные на их вкус истории, которые, как им кажется, зацепят людей. Они прислали штук 15-20, из них затем я выбрал три истории, сначала мы хотели снимать именно три эпизода, но затем по финансовым соображениям – все снималось на свои деньги, как эксперимент – мы решили делать две, в итоге из того самого первого отбора осталась одна история «Мышонок». Затем мне нужен был второй сюжет, довольно простой – и так появилась «Кружка», которую я уже нашел сам», – вспоминает Максимов.

Несмотря на то, что Максим изначально искал истории с драматургией и композицией, подходящей для переноса на экран, без сложностей все же не обошлось. Так у «Мышонка», который, по собственному признанию креативного продюсера, поначалу оставлял полное ощущение безысходности, родилось стилистическое дополнение к финалу, дающее надежду на лучшее. А в «Кружке» появилась новая героиня – подруга (или альтер-эго), которая, как шутили в комментариях к видео, стала «квинтэссенцией комментаторов «Подслушано».

«Читатели «Подслушано» крутые! Многие писали о том, что узнали историю с первых слов или только вчера ее читали. Понимаете? Эти истории запоминают и перечитывают! Я, кстати, специально не изменял начальные слова, чтобы можно было их забить, они такие как в тексте», – подчеркивает креативный продюсер.

Согласовать историю или ее кинодополнения непосредственно с автором невозможно. «Подслушано» работает на условиях полной анонимности и в соответствии с пользовательским соглашением права на рассказанные истории переходят непосредственно проекту. Тем не менее со стороны собственно создателей «Подслушано» процесс производства веб-сериала  не контролировался, Огурцов признается, что «просто доверился ребятам». Ну а для самой команды это был не только художественный, но и финансовый эксперимент.

Создатели веб-сериалов рассказали об источниках финансировании за рубежом>>

«С бизнес-стороны все было достаточно жестко. У нас был определенный бюджет, который мы можем себе позволить потратить ради удовольствия, эксперимента, искусства. Но внутри этого бюджета нам нужно было снять две истории и при этом понять, как и куда двигаться дальше, – рассказывает Алексей Лиханов. – Одну историю мы снимали по интернет-меркам, так сказать, дорого, вторую – супердешево, за самый минимум, который можно себе позволить, с учетом того, что мы снимаем не с веб-камеры и не видеоблог. И с точки зрения бизнеса, это был главный эксперимент – можно ли что-то снять за такой бюджет пристойное, и как на это отреагирует публика. Фидбек мы получили позитивный в отношении обеих историй, но все-таки есть определённые оттенки, и, как мы и думали, к сожалению, «за дешево» снять хорошо очень сложно или просто невозможно».

Конечно, ребята договаривались со знакомыми, чтобы уложиться в бюджет, но перед ними изначально стояла задача сделать все же историю коммерческую, которую затем можно продолжать не только на «голом энтузиазме». Практически за все в процессе съемок и производства веб-сериала они платили.

«Это был жесткий тест реальности – что возможно, а что невозможно. Конечно, человеческий ресурс сыграл свою роль, но практически все получили деньги кроме, назовем их так, акционеров этого проекта. Теперь мы в принципе понимаем себестоимость и то, что съемки для классических проектов на YouTube – блоги, шоу, короткие истории - слабо перекладываемый на веб-сериалы опыт. Здесь гораздо больше пришло из телевизионного и кинопродакшна, нежели из полупрофессионального создания роликов», – уверен продюсер.  

Сейчас команда проекта занята поиском партнеров для съемок новых историй и продолжения веб-сериала, у которого, в отличие от многих других подобных отечественных проектов, уже есть своя большая лояльная аудитория в лице читателей «Подслушано» и огромная контентная база. Причем поиск еще ведется и в сторону актеров, заинтересованных в участии в подобного рода – личных, но при этом народных – историях.

«Если бы у нас все сложилось в начале года и можно было бы выйти в годовой цикл, то можно было бы снять 10-12 историй. Одна или две из которых выходили бы под Новый год, и туда бы пришел условный Владимир Машков или Константин Хабенский, актер космической величины, которому бы самому было интересно поучаствовать в таком проекте. В этом году мы уже точно не успеем, но, может, к следующему получится. Хотя у нас же еще есть много разных праздников», – намекают создатели «Подслушано».  

 

Мария Токмашева

ЕЩЁ

Новости: На YouTube выйдет приквел «Великого Гэтсби»
22/11/2018
Новости: YouTube Red вспомнит свои «Почти семнадцать»
11/05/2018
Новости: Владимир Мирзоев снял диджитал-сериал о мрачном будущем России
31/03/2018
Новости: Джона Хилл снял для Instagram документальный сериал «Без фильтров» о буллинге
19/09/2019


Новости: «Амедиатека» объединила подписки
03/10/2018
Новости: YouTube Red покажет, что случилось с "Парнем-каратистом" через 30 лет
31/10/2017
Новости: Первый после «Первого»: статистика охвата аудитории YouTube и ТВ в России
24/11/2018
Новости: В сети появилась короткометражка Молочникова и Ходченковой «Сбежавшие в Аризону»
30/04/2019