МНЕНИЕ |
Борис Гуц: «Если снимаешь на мобильный телефон, используй свою свободу и независимость» |
|
11/09/2018 |
|
В московском кинотеатре «5 звезд на Новокузнецкой» 10 сентября стартовал мини-фестиваль «Эхо Выборга», в рамках которого показывают лауреатов смотра «Окно в Европу». Одним из них стал фильм «Фагот» Бориса Гуца (его покажут 13 сентября) – история о молодом человеке, ради расставания с надоевшей девушкой заявившем о своей якобы гомосексуальной ориентации и буквально на следующий день столкнувшийся с «зуботычинами» от гомофобов, которых среди его друзей и родственников оказывается предостаточно. Впрочем, необычность фильма не только в выбранной теме: «Фагот» – микробюджетная лента, целиком снятая на iPhone от первого лица. Борис Гуц рассказал Digital Reporter об идеологии мобильного кино, интернете и о том, почему «Фагот» не стал веб-сериалом, как задумывалось изначально. «Фагот» ближе даже не к веб-сериалам, а к блогам. Форма POV – у меня есть подсознательное ощущение, что это легко будет заходить подросткам, молодежи. Такие зрители привыкли, что к ним напрямую обращаются. Еще десять лет назад зрителю было бы некомфортно из-за того, что он постоянно сталкивается глазами с актерами, а сейчас это уже нормально воспринимается. Изначально «Фагот» планировался именно как веб-сериал, и первая сборка была соответствующей – эпизодами по десять минут. Сейчас всем интересны веб-сериалы. Никто не понимает, как это монетизировать, но все пытаются снимать. Отказался я от этой идеи, поскольку история больше похожа на фильм, чем на веб-сериал. Когда мы «Фагот» разбили на десятиминутные эпизоды, стало понятно, что первая серия не канает как пилот. Она не раскрывает сути – там речь только о гетеросексуальных отношениях, да и не очень смешно в начале, на самом деле. Первые десять минут в этом плане проседают. В итоге что-то подрезали и собрали полный метр. Интервью с режиссером Арсением Гончуковым Я – сторонник адекватного соотношения формы и содержания и всегда говорю: если ваш сценарий можно снять на обычные камеры, лучше так и сделайте. Если же ты берешь мобильный телефон и собираешься на него снимать, используй те дары, которые дает это устройство: независимость, свободу, вуайеризм... В конце концов, даже новый ракурс. В случае с «Фаготом» плюсы были такие: низкие финансовые издержки, скорость съемки и мобильность: мы можем притащить практически любую звезду в любую локацию на полдня, что и намереваемся использовать при съемках следующего фильма. Он будет более масштабным, запланировано семь-восемь съемочных дней.
На «Фагот» нам потребовалось четыре дня основных съемок. А сколько было досъемов – посчитать невозможно. Кстати, эти досъемы – еще одна фишка мобильного кино. В «Фаготе» есть кадр, снятый в шесть утра в метро. Он появился в связи с тем, что я увидел на монтаже: не очень понятно, что герой фильма уходит от сестры уже утром. Понадобилось что-то доснять, но я не собирал команду, а просто встал, спустился в метро и сделал все, что требовалось. Интервью с создателями российского веб-сериала «Это я» Есть еще один важный момент при создании мобильного кино – важный лично для меня, не обязательно всем так делать. Я могу стыковать документальное кино и игровое. В «Фаготе» этого мало, только в конце чуть-чуть, когда мы оказываемся на реальном Кубке конфедераций. В новом фильме этого будет больше. В порядке бреда: вот представьте, что рядом с нами сидят и пьют вэдэвшники – какие-нибудь смешные или несмешные, или яркие просто. Если бы мне по сценарию требовалось, я бы их снял с этой точки, а потом притащил бы сюда актеров – Данилу Козловского, скажем, – и снял бы обратку. В том же «Фаготе» у нас есть, например, Юлия Ауг, которая согласилась на роль, потому что ей понравился сценарий. Про iPhone она не знала. Дословно помню, что она написала: «Поздравляю, хороший сценарий, я согласна, но у меня нет времени». Я ответил: «Давайте время найдем! Понадобятся даже не две-три смены, обойдемся одной, а то и половиной». В итоге даже не за 12 часов сняли, а за восемь или около того. Фильм мы изначально думали выпускать только в онлайне. Правда, после фестиваля в Выборге были дистрибьюторы, которые заинтересовались кинотеатральным прокатом. Мы пробовали показывать в кинотеатрах свой первый фильм «Арбузные корки» и поняли, что это очень не выгодно. Люди не ходят на такое кино. Зарабатывать на нем нет смысла. Мы еле окупили копии, флаеры, афиши. В четырех городах показывали. А потом на ТНТ показали и в интернет залили (на ivi, iTunes и Google Play) – и сразу получили полтора миллиона зрителей. Хотя есть такой парадокс: любой российский фильм, который не условное «Движение вверх» или «28 панфиловцев», в интернете очень много обсирают. Я делал себе прививку, все это читал, собирал, чтобы подсчитать процент. После показа «Арбузных корок» по телевизору в Сети о фильме отписались 100 человек – в основном из Москвы, из центрального региона. Примерно 50 процентов отзывов – это негатив. При этом понять, сколько тех, кто посмотрел и остался доволен, но не стал писать, невозможно. В интернете полно троллей. Мой знакомый блогер (он не режиссер и не сценарист) говорит: «Это больные люди. Ну какой нормальный человек будет весь день сидеть и всех обсирать». Я-то считаю, что даже у всех самых агрессивных и долбанутых гомофобов тоже, наверно, есть причина. Воспитание, сфера, тюремно-лагерное наследие Советского Союза. Плюс комплексы огромнейшие. Прекрасно понимаю, что когда «Фагот» появится в интернете, на меня посыпятся новые обвинения. Я в том же «ЖЖ» защищал LGBT, банил людей за гомофобию, за пост про Серебренникова меня троллили. Вся лента была забита фантазиями троллей о том, как и куда я пихаю свой член. Хотя я ЖЖ уже даже не веду. Ну, про «Фагот» писал... Просто у меня нет официального сайта, а «ЖЖ» до сих пор почему-то очень хорошо индексируется. А так, это ад, я сам ленту читал лет пять назад. Режиссер индийского эротического веб-сериала - о танцах, троллях и анонимности Помню еще обсуждали пост с моими любимыми фильмами с 2010-го по 2018-й и писали мне, что там все «очень мыльное и слезливое». Причем люди, которые из списка посмотрели два фильма. А там было, например, «Такси» Джафара Панахи – фильм, якобы снятый на регистратор. Прекрасный пример, между прочим: использованы минимальные ресурсы, а получились очень человеческие истории. Душевно и просто. И «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, который на два фотоаппарата снят. Меня впечатлило, насколько органичным фильм получился при этом. Это, кстати, еще одно свойство мобильного кино, то, что я называю сверхорганичность. Когда актрисы и актеры похожи на своих героев. Понятно, что Ауг не такая в жизни идеологически, как в нашем фильме, но она по темпераменту очень похожа. Я и подбираю актеров так, чтобы они по минимуму играли, в этом есть определенная документальность. И мобильный телефон ее подчеркивает. Беседовал Сергей Оболонков |