ЛАЙФХАК

Раскрой potential: 5 советов начинающим производителям веб-сериалов
08/05/2018

Редакция Digital Reporter побывала на питчинге финалистов Всероссийского сценарного конкурса Potential 2018, где в этот раз была обширная секция будущих веб-сериалов. Мы не только активно участвовали в отборе финалистов и в обсуждении итогов питчинга, но и вручили свой приз проекту «Придет серенький волчок» команды сценаристов Варвары Бекетовой и Дмитрия Кухарчука. Список проектов, из которых мы выбирали, можно посмотреть здесь.

Это решение, честно скажем, нам далось просто. Именно в этом (и, пожалуй, только в этом) проекте мы увидели подходящую для веб-сериала (и только для веб-сериала) идею, современный способ подачи материала, отлично подготовленную презентацию, понимание авторов формата и – главное – вполне осознанное желание снимать именно веб-сериал. Минусы в проекте мы тоже, конечно, нашли, но очень надеемся, что с нашей помощью ребята смогут от них избавиться. Впрочем, именно различные несовершенства  натолкнули нас на мысль о том, чтобы рассказать о типичных ошибках, которые мы нашли среди всех изученных нами проектов на конкурсе Potential 2018.

Закадровый текст

Еще на этапе знакомства со сценарными заявками мы столкнулись, кажется, с главной проблемой всех начинающих кинематографистов – обилием закадрового текста. На первый взгляд, этот способ повествования кажется очень простым, но на самом деле сложнее актуального и художественно обоснованного «закадра» в сценарии нет практически ничего. Этот прием крайне опасный. Он может с первых же строк выдать в вас типичного графомана или человека, совершенно не способного на экране воспроизвести сцену без какого-либо пояснения. А именно визуальной составляющей кино отличается от радиоспектаклей и подкастов. Особенно кино в формате веб-сериала и в нынешних технологиях, когда вы листаете условную ленту Facebook вообще, как правило, без звука. Просто поставьте себя на место вашего зрителя, который открывающую эпизод минуту смотрит на статичную картинку, где девушка стоит у дверей сексшопа и рассуждает о своих проблемах. Не в духе Вуди Аллена, братьев Коэн или других действительно остроумных и имеющих определенную кинославу сценаристов, а в духе поста в «няшном» паблике. Согласитесь, что пост проще прочитать. Зачем его слушать – еще и с какой-то невнятной картинкой?

Веб-сериалы, которые нужно посмотреть прямо сейчас>>

Необоснованное нагромождение сюжета, жанров, мотиваций героев

Движение в сторону создания веб-сериалов лучше начинать от простого к сложному. Условные истории успеха больших отечественных современных кинематографистов, которые на протяжении десятка лет снимали сложное авторское кино, а потом им доверили сделать потенциальный блокбастер, не подходят для поиска себя в индустрии веб-сериалов. Поэтому чем проще вводные вашего проекта, тем лучше. Придумали героя, который случайно умер, и ему в небесной канцелярии сказали, что смерть произошла по ошибке, и он сможет воскреснуть, если спасет жизнь 40 самоубийц, – неплохо! Не надо этого героя усложнять дополнительными характеристиками, которые вообще не используются до самого конца веб-сериала. Современный интернет-зритель, воспринимающий огромный информационный поток, как правило, обладает оперативной памятью. Он, скорее всего, забудет, что вы заявили «сложный» характер в первой серии и вспомнили об этом только спустя 10 эпизодов. То же относится и к жанровой составляющей. Если совместить, например, хоррор и комедию в рамках нынешнего интернета и с достаточной степенью чувства юмора еще можно, то хоррор, осложненный ярко выраженным социальным подтекстом в духе фильмов Василия Сигарева, – это уже перебор. Так же, как не сработает обычная бандитская история, для обрамления которой придуман «хайповый» и непроработанный контекст с криптовалютой. Для темы с последней реальность подкидывает гораздо более понятные сюжеты.  

И у меня на это пять причин: зачем снимать веб-сериалы>>

Пренебрежение вертикальной структурой

Удивительно, но почти все проекты, которые мы прочитали и чьи презентации мы увидели на питчинге, – это горизонтальные сериалы. Притом что веб-формат дает обширное поле деятельности для креатива проектов вертикальных, связанных лишь общей идеей. Особенно с учетном гиперактивного развитий формата «короткого метра», что теоретически говорит о том, что начинающие кинематографисты научились рассказывать лаконичные истории. На питчинге веб-сериалов было как минимум два проекта, которые можно было бы переработать из горизонтального в вертикальный формат. А любителям «короткого метра», для которого, при всей нашей симпатии к этому формату, так и не нашлось достойного вида дистрибуции, кроме фестивалей, хочется предложить придумывать свои веб-сериальные истории. Хотите рассказать про первую любовь? Может, имеет смысл объединить вместе со своими коллегами несколько таких коротких историй в романтичный веб-сериал?

Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды>>

Выдуманный бюджет

Несмотря на то, что формат веб-сериалов только развивается, это вовсе не означает, что никто не понимает, сколько это стоит. Мы знаем прекрасный пример, когда создатели «Это я» Лиза Симбирская и Андрей Феночка сняли первый сезон за 45 тысяч рублей. Поэтому бюджетами в 300 тысяч рублей за восьмиминутный и далеко не сложнопостановочный эпизод нас убедить сложно. Так же, как и 300 тысяч на продакшн (и такой же суммой на продвижение, которая, по всей видимости, пойдет просто на гонорар популярному блогеру) Instagram-сериала. Не забывайте, что даже, если вы собираетесь сделать веб-сериал и тем более если вы с этим проектом пришли на какой-либо питчинг в поиске инвесторов, про деньги вас спросят обязательно. С учетом того, что эффективных механизмов монетизации таких проектов пока не придумали (тут даже потенциальные кассовые сборы нельзя рассчитать), «примерную смету» вы можете сделать, только если готовы вложить в свой проект свои же собственные деньги.

Интервью с создателями российского веб-сериала «Это я»>>

Отсутствие цели и понимания формата

Это на самом деле главная, основополагающая проблема. Многие не понимают, почему и зачем они снимают сериал для интернета. Если вы делаете просто нечто с использованием камеры и с чем-то похожим на сценарий, но не знаете, получится у вас полнометражный фильм, короткий метр или сериал для дневного эфира канала «Россия 1», НТВ или для средненького блога на YouTube, в категорию «веб-сериалов» это автоматически относить не нужно! Не забывайте, что веб-сериал – это полноценное кинопроизведение со своими законами. И, если вдруг у вас возникла какая-то классная идея кинопроекта, просто подумайте, в каком формате вы бы могли найти для нее максимально соответствующее воплощение. Это, впрочем, относится не только к веб-сериалам, а ко всей отечественной индустрии кино.

Если вам интересно посмотреть питчинг, то вы можете это сделать прямо сейчас (бесплатно, без регистрации и смс):

А о том, как теория взаимодействует (или не взаимодействует) с практикой при создании веб-сериалов, можно услышать (тут уже, к сожалению, платно) на нашей совместной лекции с создателями «Это я» Лизой Симбирской и Андреем Феночкой.

 

Мария Токмашева

ЕЩЁ

Новости: Подписчики Amazon увидят «Психологинь» и «Молодежку»
12/10/2018
Новости: На конференции «Медиабренд» обсудили взаимодействие ТВ и интернета
14/09/2018
Новости: YouTube Red выпускает второй сезон комедии о дружбе
17/11/2017
Новости: YouTube отключил монетизацию каналов скандального влогера Логана Пола
12/02/2018


Новости: Богомолов возьмется на «Старте» за «Содержанок»
21/09/2018
Новости: «Моряк Попай» причалит на Youtube
23/05/2018
Новости: Знаменитости попробуют взобраться гору Токъяраху в новом шоу на YouTube
03/11/2017
Новости: Витя АК превратил God’s Plan Дрейка в госплан по реновации
15/05/2018