DigitalReporter.Ru

ЛАЙФХАК

Лучше меньше, да лучше. Веб-сериалы 2017 года - цифры, страны, тренды
27/12/2017

В мире веб-сериалов все, как у «взрослых» — есть свои награды и свои фестивали, которых, к слову, едва ли не больше, чем кино- и телевизионных. Но есть и то, о чем другим форматам остается только мечтать — например, Чемпионат мира. Рассказываем о том, что это такое и каким было соревнование в 2017 году.

На высоте: сериал о биполярном расстройстве High Life стал веб-чемпионом мира >>

Первый Чемпионат мира по веб-сериалам (Web Series World Cup) прошел в 2015 году — с тех пор его результаты определяют лучшие сериалы года, объездившие большее количество веб-смотров и награжденные большим количеством фестивальных призов за прошедшие 12 месяцев. И собранные в своего рода турнирную таблицу (да, без спортивной терминологии не обойтись), которая может помочь зрителям не пропустить все самое интересное, свежее и просто лучшее из интернет-кино.

В первом Чемпионате принимали участие всего 7 фестивалей, но в список тем не менее попали 310 веб-сериалов из 19 стран. Первое место в итоге поделили новозеландское «Шоссе» (High Road, третий сезон которого в этом году был признан лучшим новозеландским онлайн-шоу на проходившем 18–19 ноября фестивале в Окленде) и французский «Гэбриэл» (Gabriel). 

High Road — веселые приключения несложившейся рок-звезды >>

В следующем, 2016 году количество смотров-участников Чемпионата увеличилось до 15, сериалов — до 650, а стран — до 32. В прошлом году Чемпионат веб-сериалов стал частью программы каннского MIPTV (международный рынок телевизионного и цифрового контента) — в рамках его программы показывали (и теперь показывают каждый год) лучшую 20-ку веб-сериалов. В декабре 2016 года стал известен чемпион — победило швейцарское шоу «Артур» (Arthur).


Чемпионат мира по веб-сериалам 2017 года и его итоговая таблица вновь дают развернутую картину того, что происходит в мире онлайн-кино и определяют тренды и путь, по которому движется индустрия веб-сериалов. В этот раз участие в чемпионате приняли уже 19 фестивалей, проходящие в 13 странах, однако количество самих сериалов уменьшилось, в сравнении с 2016 годом, на 12% — до 583. Что означает лишь одно — количество постепенно переходит в качество. Из без малого шести сотен проектов 15 собрали треть всех призов, а абсолютным чемпионом стала австралийская драма High Life, которая принимала участие в 14 фестивалях, получила 39 номинаций и 20 призов.

«Мне нравится видеть смешное в трагическом». Интервью с режиссером лучшего веб-сериала года >>

В этом году в Чемпионате приняло участие рекордное количество документальных веб-сериалов — 65. Этот формат явно переживает определенный «бум», ведь еще два года назад документальные интернет-фильмы были фестивальной редкостью. Разные темы, но неизменно высокое качество — вот, что отличает все представленные в 2017 работы. Среди самых заметных — ливанская «Зяра» (Zyara), итальянское «Ружье буги» (Shotgun Boogie) и новозеландская «Улица Эми» (Amy Street).

Shotgun Boogie: взгляд чужака на берега Миссисипи >>


Авторы веб-сериалов сегодня придерживаются правила «меньше фантастики — больше драмы». Комедий все еще подавляющее большинство, но и другие жанры не отстают. Если говорить в цифрах, то в 2015 году комедийные веб-сериалы составляли 70% всех представленных в рамках Чемпионата проектов, в 2016-м — 60%, в этом году — уже 55%. Кроме того, все большей популярностью у веб-авторов пользуются боевики и прочий экшен, жанры, из-за своей производственной сложности и дороговизны традиционном мало представленные в формате веб-сериала. Однако можно с уверенностью заявить, что даже студии и онлайн-платформы, инвестирующие в веб-сериалы, сегодня готовы вкладывать деньги в подобные амбициозные проекты — например такие, как созданные каналом Studio+ шоу.

Разносторонний индийский секс, канадское топливо и израильские исповеди. Лучшие веб-сериалы фестиваля в Марселе >>

«Жесть» (Brutal) или «Серф-терапия» (Surf Therapy). А самый яркий пример развития жанра — канадский (к слову, независимый) автомобильный экшен «Топливо» (Petrol). Не меньше вдохновляют авторов триллеры и криминальные сюжеты — от итальянского «Скрытого» (Hidden) до бразильского «Времени преступлений» (Crime Time, еще один сериал Studio+). А вот доля проектов в таких жанрах, как sci-fi, фэнтези и хоррор слегка уменьшилась в сравнении с предыдущим годом — с 18% до 15%. Впрочем, и в этой категории есть свои чемпионы — например, французские DUAM и Petul, австралийское «Восстановление» (Restoration) и канадский «Террор 404» (Terror 404).


Больше всего среди участников Чемпионата по-прежнему представителей США. Следом идут Бразилия (в этой стране сегодня действительно очень популярен веб-формат, доказательством чему может служить отдельный национальный конкурс в программе Rio Webfest), Канада, Франция и Австралия. Но, опять же, все дело в качестве, а не в количестве, так что в итоге, если сложить очки всех американских веб-сериалов, то страна окажется в общем, командном, рейтинге лишь на 11 месте. Веб-сериалов из США действительно много, они представлены почти на всех фестивалях, однако не сказать, что все они при этом получают какое-то признание критиков и зрителей. Так, в итоговой таблице Чемпионата первый из американских веб-сериалов — «Проект «Перец» (The Pepper Project) — находится на 19 месте.


Франция в командном зачете оказалась на втором месте, французские интернет-шоу по-прежнему очень высоко ценятся во всем мире и из года в год собирают целый урожай наград — в этом году в топе «Жезабель» (Jesabel, копродукция с Бельгией), «Когда возвращается Бертран?» (Il revient quand Bertrand?), Supa Supa и, конечно, DUAM. Однако настоящим открытием Чемпионата этого года без сомнения стала Австралия — целых пять веб-сериалов из этой страны, снятых талантливыми и весьма умелыми кинематографистами вошли в Топ-20. Например, черная историческая комедия «Брюс» (Bruce), уморительный и красивый «Волшебник страны Авс» (Wizard of Aus), блестящая «Республика Шекспира» (Shakespeare Republic), восхитительное «Восстановление» (Restoration). 


Следить стоит и за происходящим в Аргентине, занявшей третье место по суммарным очкам и превосходящей по качеству продукции все остальные страны Южной Америки. Среди лучших аргентинских веб-сериалов, каждый из которых явно и не без оснований метит на звание международного хита, можно отметить «Ночь мира» (Noche de Paz), «Бой-скаутов» (Boy Scauts), «Стиль Эстер» (Estilo Esther) и социальный триллер «Перуанец» (Che Peruano).

«У нас очень талантливые люди, но денег почти нет». Интервью с интернет-режиссерами из Бразилии, Уругвая и Аргентины >>

Веб-сериалы — тот формат, в котором главенствующую роль, в отличие от кино и телевидения, играют не большие бюджеты и суперзвезды, а истории — и то, как они рассказаны. Швейцария («Род Горация»), Бельгия («Жезабель», «Y-теория»), Новая Зеландия («Шоссе», «Улица Эми»). 

На смену локальному приходит глобальное, а размер и вовсе уже давно не имеет значения. В мире веб-сериалов нет такого понятия, как «маленькая страна».

Шаг назад сделала Канада — несмотря на то, что эта страна все еще остается одним из главных «поставщиков» веб-сериалов, а участие в Чемпионате принимали немало канадских проектов, отмечали призами их гораздо реже, нежели в предыдущие годы. Однако, есть и приятные исключения, шоу, которые смогли впечатлить фестивальную публику и точно останутся в списке лучших работ года: «Это мой DJ» (That’s My DJ), «Убегая с Вайолет» (Running With Violet), «Разносторонний» (Polyvalente) и «Время гусениц» (Le Temps des Chenilles).


Следующий Чемпионат мира по веб-сериалам начнется уже в марте на фестивале в Буэнос-Айресе. Чуть ранее, в начале года, будет сформирован новый список смотров-участников соревнования — и их, и стран, вовлеченных в процесс, станет больше. По крайней мере на одну — первый российский фестиваль веб-сериалов пройдет уже в сентябре, однако заявки (со всего мира) мы готовы принимать уже сегодня по адресу info@webfestival.ru. 

Жоэль Бассажэ

ЕЩЁ

Новости: «Серебряные коньки» выйдут на Netflix под брендом Originals
26/03/2021
Новости: Ведущие интернет-компании России подписали Меморандум о социальной рекламе в сети
29/09/2020
Новости: Режиссер «Доктора Кто» снимет «Утопию» для Amazon
21/10/2018
Новости: Свет мой, «Черное зеркало», скажи: создатели сериала «предскажут» длительность отношений
15/02/2018


Новости: «Мем мертв»: Дружко «обиделся» на сценаристов своего шоу и запустил веб-сериал
10/04/2018
Новости: ТНТ устроит премьеру нового сериала на YouTube-канале Слепакова
15/08/2018
Новости: Вим Вендерс снял рекламный веб-сериал для модного бренда Jil Sander
12/12/2017
Новости: Netflix покажет драму «Малкольм и Мари» с Зендаей и Джоном Дэвидом Вашингтоном
14/09/2020